Игра «Наши питомцы»
Дети встают в круг, называют
своих любимых животных или птиц и рассказывают, как они будут заботиться о них,
если станут их хозяевами. Педагог обходит круг и вкладывает в руки кого-то
одного игрушечного зверя, например, кошку.
Этот ребенок выбегает на
середину круга и просит детей по очереди рассказать, как они будут заботиться о
кошке. Каждый говорит что-то свое и повторяет все, что было сказано до него.
Ребенок в центре круга дарит игрушку тому хозяину, который понравился ему
больше всего, и объясняет свой выбор. Игра проигрывается несколько раз с
разными игрушечными животными.
Беседа
Вопросы и задания для
беседы:
Представь, что в школе ввели
урок любви к животным.
Как ты думаешь, чему педагог
должен учить детей на этом уроке? Придумай свой ответ или выбери из списка:
научить детей ответственности
за животных;
объяснить детям, как нужно
заботиться о разных животных;
научить детей бережному
отношению к миру диких животных.
рассказать детям, в какое
время года птицы и звери больше всего нуждаются в помощи человека, и почему.
предложить детям разработать
план помощи птицам и бездомным животным.
ЗОЛОТАЯ СВОБОДА
А. Неелова
Большой охотник был маленький
Саша до птиц и животных... Были у него и собачка, и котенок, и козленок, и
овечка, и даже пара голубков. И любил же Саша своих маленьких друзей. Придет,
бывало, из школы, положит ранец с книгами и бежит к своим любимцам, да по целым
часам возится с ними. То пустит овечку на лужок пощипать травки, то запряжет в
колясочку козлика и катается по двору, то начнет учить собачку служить на
задних лапках, то с котеночком поиграет. Но вот увидел раз Саша у товарища
птичку и захотелось ему также иметь птичку, да не простую, а такую, которая
умела бы петь. И стал Саша просить отца: «Купи мне, папочка, чижика, зяблика
или щегла. Посажу его в клетку и так буду хорошо смотреть за ним, что он и на
волю не захочет».
- Ну, уж извини, певчей птицы
ни за что не куплю, - сказал отец. - Не для нашей забавы Бог создал птичек, -
грех заставлять их мучиться в клетках. Хочешь послушать пение птичек, поди в
поле или лес - там вволю можешь наслушаться и жаворонков, и зябликов, и
щеглов.
Делать нечего, пришлось
отказаться Саше от своего желания. Незаметно пролетели лето и осень, и пришла
зима, да такая суровая и снежная, какой никто не запомнит. Крепко сковал мороз
речки и озера, на дорогах и полях намело высокие сугробы снега. Плохо тут
пришлось бедным птичкам. Забыли они про свой страх и полетели поближе к
человеческому жилью, - думают, не перепадет ли крошечка или зернышко
какое-либо.
Прилетели как-то в морозный
день зяблики к дому, где Саша жил. Попрыгали, попрыгали бедняжки по снегу,
потом подлетели к окну и давай в стекла биться, а сами чирикают, да так
жалобно, словно просят: «Сжальтесь над нами, добрые люди, дайте что-нибудь
поклевать, - есть смерть хочется». Очень жалел Саша несчастных зябликов и
каждый день сыпал им крошек на подоконник. Птички скоро привыкли к мальчику.
Откроет Саша окно, чтобы крошек насыпать, а зяблики уж тут как тут: чирикают,
прыгают по подоконнику и чуть из рук не клюют.
Папа, милый папа, позволь
посадить наших зябликов в клетку, - стал просить как-то Саша отца, - а то,
того и гляди, бедняжки замерзнут на дворе.
Пожалуй, только смотри -
весной непременно выпусти их на волю.
Обрадовался Саша, поймал
зябликов и посадил их в клетку, а клетку повесил у себя над столом. Хорошо жилось
птичкам у Саши: и тепло им было, и кормушка всегда была полна, и вода всякий
день свежая. Но вот на смену зиме пришла чародейка весна. Вскрылись реки и
озера, зазеленели лужайки, распустился на деревьях лист. Почуяли приход весны и
Сашины зяблики, весело запрыгали с жердочки на жердочку и потихоньку начали
что-то насвистывать.
Пора, Саша, твоих зябликов и
на волю выпустить, - сказал отец. - Трудно им теперь в клетках сидеть.
Разве зябликам плохо у меня,
- сквозь слезы проговорил Саша, - зачем их выпускать на свободу?
Как бы им у тебя не было
хорошо, все-таки свобода дороже им всего на свете.
Часа через три отец зашел
снова к Саше в комнату и увидел, что зяблики по-прежнему сидят в клетке.
- Иди-ка сюда, Саша, - строго обратился он к сыну Предчувствуя
что-то недоброе, пошел Саша за отцом. Тот привел его в маленький чуланчик с
крошечным оконцем на улицу и сказал:
- Будешь сидеть здесь до тех
пор, пока сам не попросишь,чтобы тебя выпустили.
И с этими словами отец запер
дверь в чулан и ушел в кабинет. Томительно потянулось для Саши время. Первые
два часа мальчик еще как-то перенес свое заточенье, но потом на него напала
такая тоска, что он не выдержал, стал стучать в дверь и звать отца.
Отвори дверь, милый папочка,
не могу больше сидеть взаперти, - стал Саша молить отца, когда тот спросил,
что ему надо.
Ну, хорошо, иди, - сказал
отец, отворяя дверь. - Надеюсь, ты понял, как тяжело лишиться свободы, и не
станешь держать в клетке своих зябликов.
- Нет, папочка, сейчас же выпущу птичек. Нет ничего хуже неволи.
Побежал Саша в свою комнату,
снял клетку с зябликами и пошел в сад. Дойдя до
изгороди, он открыл клетку; вспорхнули зяблики и улетели в рощу - только их и
видели.
Вопросы и задания к
сказке:
Как бы вы поступили на месте
отца Саши, чтобы заставить сына выпустить зябликов?
Оказывались ли вы
когда-нибудь на долгое время взаперти? Что вы испытывали?
Придумайте рецепты разных
птичьих блюд. Например: для зябликов - каша из хлебных крошек с молоком; для
голубей - салат из зерен гречихи с отрубями и т.
д.
• Как вы думаете, о чем мечтали зяблики, сидя в Сашиной клетке?
Сценка «Две птицы»
Дети делятся на пары. Один
ребенок в паре - птица, запертая в клетке; другой - ее подружка на свободе.
Дети должны придумать
небольшую сценку-диалог между двумя этими птичками.
Аппликация «Дом для птиц и
зверей»
Прочитайте детям пословицу: «У доброго хозяина и собака не
ворчлива, и лошадь не ленива».
Попросите детей представить
себя добрыми хозяевами и обсудите с ними, в каком доме
удобно жить разным домашним животным или птицам. Раздайте детям карточки с
рисунками животных и птиц.
На листе бумаги дети делают
аппликацию домика для своего животного или птицы. Старшие дети сами могут
вырезать из цветной бумаги части домика, для младших — педагог заранее вырезает
заготовки.
БЕЗДОМНЫЕ ЗВЕРИ
М. Скребцова
Обездоленных, голодных,
Замерзающих, холодных
Кошек кормит тетя Даша
Каждый день горячей кашей.
А на праздник Новый Год
Их домой к себе зовет,
Угощает досыта,
Отмывает дочиста.
Трет она их шерсть мочалкой,
Мыла для бедняг не жалко!
Моет кошечек в тазах
Со слезами на глазах.
В
ранках, ссадинах, подтеках
Исхудавшие зверьки - Им частенько очень плохо,
Нелегки у них деньки. Тетя
Даша мазью смажет Все болячки у друзей, Каждой кошке что-то скажет, Чтобы
зажило скорей.
Как бы кошечки мечтали
С доброй тетей Дашей жить,
С нею бы забот не знали,
Чердаки могли б забыть.
Но у нашей тети Даши
Кошка
есть своя - Аглаша,
Три кота - всего четыре
В однокомнатной квартире.
А еще собака Марта,
Появилась она в марте,
И бульдог безухий, важный,
Воин сильный и отважный.
Он
котов не обижает,
Никогда на них не лает!
У котят и даже кошек
Он зубами ловит
блошек.
Полон дом у тети Даши!
Нет на свете дома краше!
В нем собаки и коты
Все между собой на «ты».
Тетя
говорит гостям:
«Я в обиду вас не дам!
Всех к себе взять не смогу,
Но чем можно
помогу.
Ничего, не обеднею
Я с оравою своею!»
Так и кормит тетя Даша
Всех
бездомных кошек кашей.
Вопросы к стихотворению:
Сколько всего обитателей в
доме у тети Даши?
Знаешь ли ты человека,
похожего на тетю Дашу?
Хотел бы ты пожить в квартире
у тети Даши?
Если бы у тебя было немного
денег и несколько домашних животных, как и чем ты бы их кормил?
Чем ты можешь помочь
бездомным кошкам и собакам?
Представь, что все обитатели
квартиры тети Даши решили отблагодарить ее за заботу. Что они для нее могут
сделать?
Каким зверям и птицам человек
может помочь в зимнюю стужу?
Творческое задание «Люди и
звери»
Дети должны подумать и
рассказать, как домашние животные могут помочь человеку в
трудную минуту. Затем выбирается ведущий. Он называет какую-либо профессию, в
которой животные помогают людям.
Например: лесник, милиционер, пахарь, артист цирка и т. д.
Все остальные рассказывают,
как и чем животные помогают людям данной профессии. Тот, чей рассказ был самым
интересным, становится новым ведущим,
и игра продолжается.
Задание на дом
Обсудите с детьми, из чего
можно сделать кормушки для птиц. Дома с помощью взрослых дети делают кормушку
для птиц и вешают эту кормушку на дерево.
|