УМНЫЙ МАЛЬЧИК
Сказка народов Бирмы
Жил некогда в одной деревне
очень богатый человек. Он был трудолюбив и усерден, и приумножил свое
скромное состояние, занимаясь разведением и продажей домашней скотины и птицы.
Со временем он женился на миловидной девушке, и вскоре у них родился сын. Когда
мальчику минуло тринадцать лет, мать умерла, и он стал помогать отцу по
хозяйству. Слава об их несметном богатстве облетела всю округу и достигла
слуха короля.
А был тот король алчен и
коварен. Долго он думал, как ему завладеть чужим богатством, и решил, что самое
разумное - богача отца извести, а его малолетнего сына прибрать к рукам.
Замыслив недоброе, король
послал своего министра к богачу с приказом, в котором говорилось, что,
дескать, он, король, тоже увлекается разведением птицы и просит незамедлительно
доставить во дворец три яйца петуха. Сроку на выполнение приказа король
отпустил семь дней, а за невыполнение грозил смертной казнью.
Огорчился богач. Приказ
короля был подобен смертному приговору. Ведь яиц петуха не существует в
природе! Мысль о близкой смерти лишила его покоя, и он обратился к сыну с
такими словами:
Дорогой сынок! Наш дом
посетила беда. Видать, мне суждено - погибнуть от руки короля. Прошу тебя об
одном: когда меня не станет, трудись рьяно, чтобы не пошло прахом все, чего я
добился. Будь умным, и тогда ты найдешь выход из любого положения.
Милый отец, - отвечал ему
сын, - напрасно ты так печалишься. Вот пройдет семь дней, я пойду к королю и
научу его, как достать петушиные яйца.
Однако отец не обратил
внимания на слова сына. Трудно найти утешение в речах ребенка, когда нет
никакой надежды на спасение.
По истечении семи дней явился
мальчик во дворец и просил доложить королю, что явился сын богача,
занимающегося разведением птиц. Когда мальчик предстал пред королевские очи,
разгневанный король молвил:
- Кто звал тебя сюда, глупый несмышленыш? Это дело касается
твоего отца. Почему он сам не явился во дворец?
Улыбнулся мальчик.
- О, высокочтимый король! - сказал он. - Отец было собрался во
дворец, но у него очень сильно разболелся живот, и он нежданно-негаданно родил
сына.
Услышав мудрый ответ
мальчика, король понял, что попал впросак. Стыдно стало королю, его охватило
чувство раскаяния. Ведь он - владыка своего народа, и ему надлежит быть добрым
и справедливым!
- Ступай с миром, - сказал он мальчику, - да передай своему
отцу, что мне отныне не нужны будут петушиные яйца!
Вопросы и задания к
сказке:
Какой способ ты придумал бы
на месте мальчика, чтобы спасти отца?
Придумай сказку о волшебном
петушке, который приносил яички мудрости. Расскажи, что это за яички и как они
людям помогали.
Были ли в твоей жизни случаи,
когда кто-то задавал тебе непосильную задачу? Как ты поступал?
Придумай несколько веселых
«непосильных» задач и попроси своих друзей придумать, как их решить. Например:
принесите мне то, чем можно писать, но не ручку, не фломастер и не карандаш.
(Губная помада).
• Перечислите все хорошее, что может дать человеку ум.
Сценка «Как нам помогает ум»
Дети делятся на пары. Каждой
паре дается рисунок из какой-либо известной сказки. В сценке-диалоге дети
должны придумать и рассказать, как ум поможет героям этой сказки в разных
ситуациях, например:
Золушка хочет научить сестер
трудолюбию;
Три поросенка хотят
подружиться с волком;
Красная Шапочка хочет научить
волка помогать зайцам;
Малыш хочет помочь Карлсону
починить моторчик;
Колобок хочет устроить пир
для всех жителей леса;
Маша хочет помочь медведям
воспитывать маленького медвежонка.
Курочка-ряба хочет помочь
деду и бабке развести цыплят.
В ДОБРОЙ БЕСЕДЕ ВСЯК УМА
КОПИТ
М. Скребцова
Беседу добрый ум ведет,
Советы мудрые дает,
Свои высказывает мненья
И раздает нам наставленья.
Для жизни добрая беседа
Порою
поважней обеда.
Она нас смыслом насыщает
И на добро благословляет.
Вопросы к стихотворению:
Расскажи о какой-либо беседе,
которая обогатила твой ум.
Как ты думаешь, что должен
делать человек, чтобы развить свой ум? (Больше читать, размышлять, общаться с
разными людьми, путешествовать, уметь слушать).
Расскажи о книге, которая
сделала тебя умнее.