Игра «Как родился слух»
Дети встают в круг. Один из
них шепчет на ухо своему соседу какое-либо предложение. Этот человек передает
то, что он услышал, дальше по кругу Последний человек в круге вслух произносит
предложение, которое передавалось.
Обсудите с детьми, как
меняется сказанное, когда оно передается от человека к человеку. Сделайте
вывод, что человек, если он хочет иметь собственное представление обо всем,
должен узнавать информацию из первого источника.
Беседа
Вопросы и задания для
беседы:
Были ли в вашей жизни случаи,
когда вы чего-то пугались, а потом убеждались, что бояться не стоило?
Чего в жизни вы больше всего
боитесь? Подумайте, от чего у вас возник этот страх, и как его можно победить.
БЕГСТВО ЗВЕРЕЙ
Тибетская сказка
Возле одного озера рос лес,
служивший домом для заячьей семьи. Однажды с дерева прямо в озеро упал спелый
плод. От его падения раздался громкий всплеск. Этот неожиданный звук очень испугал
зайцев, и они со всех ног пустились наутек. Через некоторое время зайцы
прибежали к обезьянам.
«Почему вы бежите?» -
спросили обезьяны.
«Раздался страшный всплеск.
Спасайте и вы свою жизнь!» -ответили зайцы.
И обезьяны подобно зайцам
бросились бежать.
Обезьяны прибежали к газелям.
«Почему вы бежите?» -
спросили газели.
«Разве вы не слышали?
Раздался страшный всплеск! Бегите и вы, пока не поздно!»
И газели побежали вслед за
обезьянами.
Испуганных газелей увидели
медведи.
«Почему вы бежите?» -
спросили медведи.
«Разве вы не слышали.
Раздался страшный всплеск! Спасайтесь и вы!»
Медведи прибежали к шакалам.
«Почему вы бежите?» -
спросили шакалы.
«Раздался страшный всплеск.
Убегайте скорее!»
Шакалы вскочили и пустились в
паническое бегство. Наконец, бегущих в панике шакалов, увидел старый лев с
огромной золотой гривой.
«Почему вы бежите?» - спросил
он.
«Разве ты не слышал. Раздался
страшный всплеск. Скорее спасай свою жизнь!»
«Что это за страшный всплеск,
- спросил лев. - Видел ли кто-нибудь из вас его своими глазами?»
«Нет, это медведи сказали об
этом», - ответили шакалы.
«А кто-нибудь из медведей
видел этот всплеск?» - спросил лев.
«Нет, это газели рассказали о
нем», - ответили медведи.
«А кто-нибудь из газелей
видел его?» - спросил лев.
«Нет, это обезьяны сказали
нам о нем», - ответили газели.
«А кто из обезьян видел этот
всплеск?» - спросил лев.
«О нем нам рассказали зайцы»,
- ответили обезьяны.
«А кто-нибудь из вас, зайцев,
видел его своими глазами?» -спросил лев.
«Нет, мы не видели его, но
зато мы слышали этот звук собственными ушами!» - ответили зайцы.
«Давайте же все вместе пойдем
к месту, откуда раздался этот звук», - сказал лев.
И все звери направились вслед
за зайцами к озеру возле леса. И когда они подошли к озеру, еще один спелый
плод упал в воду прямо с дерева, и раздался точно такой же всплеск.
«Это и есть ваш страшный
звук?!» - спросил лев. - «Глупые звери! Если бы я не остановил вас, вы бы до
сих пор спасались от чего-то, чего нет на самом деле!»
Вопросы и задания к
сказке:
Расскажите, о чем подумали
разные звери из сказки, когда услышали новость о страшном всплеске.
Верите ли вы в предрассудки?
Как вы думаете, откуда
берутся слухи?
Игра «Страшный звук»
Прочитайте детям пословицу: «Пуганая ворона куста
боится».
Дети закрывают глаза. Педагог
издает какой-либо звук - ударяет чем-либо по столу, роняет на пол какой-либо
предмет, чем-либо шуршит и т.д. Затем по очереди дети рассказывают, на что
похож этот звук.
ПЯТЕРО СЛЕПЫХ И СЛОН
Восточная притча
Эта история произошла в
Индии, где в одной из деревень жили пятеро слепых. Однажды они услышали от
деревенских жителей, что в деревне появился прирученный смирный слон. «Интересно,
что из себя представляет слон?» - стали думать слепцы.
«Слон очень похож на столб»,
- сказал один, дотронувшийся до лапы слона.
«Нет, он скорее напоминает
бочку», - сказал другой, дотронувшийся до живота животного. Третий сказал, что
слон похож на веревку. Он пришел к этому выводу, потому что дотронулся до
хвоста слона. Четвертый, ощупавший хобот слона, сказал, что он похож на шланг.
Последний произнес, что слон - это гигантский веер, так как дотронулся до уха
слона. И все пятеро начали спорить между собой. Каждый утверждал, что именно
его представление о слоне - правильное, и что все остальные ошибаются.
Очень часто в жизни случается
так, как произошло с этими слепыми людьми. Мы видим только одну сторону истины,
а утверждаем, что познали истину целиком и полностью.
Вопросы и задания к
сказке:
• Попросите детей вспомнить
какую-либо известную им сказку, например: «Три поросенка». Затем дети должны
пересказать эту сказку от имени волка, каждого из трех поросят, лесной
сплетницы сороки, лесника и т. д. Обсудите с детьми, как изменяется смысл
сказки в зависимости от того, кто ее рассказывает.