Игра «Жертвенное сердце»
Попросите детей перечислить,
чем родители жертвуют для них, например: своими силами, временем, делами,
деньгами и т. д. Затем дети перечисляют, чем они жертвуют для членов своей
семьи, например: временем, игрушками, делами и т. д.
После этого педагог задает
детям какой-либо вопрос о жертвенности. Например: в каких ситуациях вы должны
жертвовать своим временем? Дети по очереди рассказывают о том, для кого и когда
они жертвуют своим временем. Например:
У меня заболела бабушка, и
мне нужно посидеть с ней;
Родители попросили меня
помочь им в саду и в огороде;
Мама попросила меня сходить в
магазин и т. д.
Каждый, кто рассказал о
какой-либо ситуации, награждается сердечком жертвенности, вырезанным из
картона. Затем педагог задает следующий вопрос о жертвенности.
Беседа
Вопросы и задания для
беседы:
Вспомните какую-либо очень
дорогую для вас вещь и подумайте, когда и при каких обстоятельствах вы могли
бы пожертвовать для кого-то этой вещью.
Если бы у вас спросили, как
научиться забывать о себе ради других, что вы ответили бы?
Как вы думаете, в какие
моменты жизни людям приходится чаще всего жертвовать собой во имя спасения
других?
ПОДАРОК
А. Лопатина
В детском доме был праздник.
На сцене выступали ребята из морского училища. Дети из зала восторженно
смотрели, как маленькие моряки показывали акробатические трюки, танцевали и
разыгрывали сценки из морской жизни. После концерта и торжественного обеда все
высыпали во двор. Юных моряков разобрали по группам и парам. Вопросов было
множество: о кораблях, о морских путешествиях. Для мальчишек самое главное
было узнать: как поступить в морское училище, принимают ли туда из детского
дома?
Больше всего ребят толпилось
возле смуглого кареглазого морячка, показывавшего детям старинный бронзовый
компас.
- Это дедушкин компас, - рассказывал мальчик. - Мой дед был
капитаном и всегда брал этот компас с собой.
Однажды его корабль разбило
штормом, и он попал во льды. Льды начали сдавливать корабль, и его пришлось
покинуть. Рация не работала и моряки почти месяц пробирались сквозь льды. Они
погрузили все запасы в брезентовые шлюпки, впряглись в них по три человека и
так шли. Через месяц они вышли к дрейфующей станции. Но если бы не дедушкин
компас, они бы заблудились во льдах. Компас их вывел.
Ребята, затаив дыхание,
слушали юного моряка.
Знатный компас, дай
подержать, - попросил кто -то из мальчишек.
Ты что, это не игрушка, -
нахмурился морячок и спрятал компас в потертую кожаную коробку.
А где сейчас твой дедушка? -
вдруг спросила самая маленькая девочка.
- Он не вынес похода во льдах. Провизии и медикаментов не
хватало, и он все отдавал морякам. Он же был капитаном, -вздохнув, объяснил
мальчик.
Шелест грустных вздохов
прокатился по детям, вспомнившим своих родителей и близких. Но через пять
минут все уже весело играли в футбол или носились друг за другом.
Только самая маленькая
девочка одиноко сидела на скамейке. Звонок позвал детей на ужин. Ребята
бурлящей разгоряченной толпой вливались в двери детского дома.
Смуглый кареглазый морячок
задержался, приводя в порядок форму Степенно шагая, он последним направился к
двери и вдруг услышал в кустах тоненькие всхлипывания.
Выкладывай, что случилось, -
ласково сказал мальчик, выводя из кустов малышку, спрашивавшую его о дедушке.
Компас, у них не было такого
компаса, - зарыдала в ответ девочка.
Стой, я ничего не понял, -
морячок достал из кармана большой носовой платок и вытер заплаканное лицо
малышки. -Можешь объяснить яснее?
Мои мама и папа пропали... в экспедиции... в горах. У них не было такого компаса, и они заблудились, -
всхлипывая и прерываясь, начала рассказывать девочка.
Вскоре морячок выяснил, что
родители девочки были археологами. Они пропали три года назад, где-то в горах
Индии. Через полгода их поиски прекратились.
- Ладно, не плачь, они найдутся, - хмуро пообещал морячок и
повел малышку на ужин.
Весь вечер девочка не
отходила от кареглазого морячка. Когда за ребятами из морского училища пришел
автобус, малышка крепко обняла будущего моряка и тихо спросила: «А как они
найдутся?»
Мальчик не ответил, и
слезинки снова покатились по бледным щекам девочки.
К малышке подошла
воспитательница и ласково прижала ее к себе:
Настенька, нельзя так много
плакать, у тебя снова заболит сердце. Пойдем, я расскажу тебе перед сном
сказку.
А вы знаете морские сказки? -
услышал морячок вопрос Настеньки, и автобус тронулся.
Через месяц Настеньку
привезли в детскую больницу. Девочка еле ходила, и воспитательница несла ее на
руках. Доктор не мог установить диагноз и строго сказал:
Девочке явно не хватает
витаминов и микроэлементов.
Питание у нас отличное. А
Настя еще и дополнительно получает фрукты, - возразил врач из детского дома.
Получает, да ничего не ест.
Неужели не понятно, что у ребенка разбито сердце, - тихо заметила
воспитательница, но на ее слова никто не обратил внимания.
Придется тебе полежать
немного в больнице, мы тебя обследуем и вылечим. Согласна? - спросил детский
врач, но девочка даже не посмотрела на него.
Так же молча, безучастно
глядя в потолок, она пролежала в больнице две недели. Девочка лишь немного
оживлялась, когда воспитательница из детского дома навещала ее.
У нас появилась кошка с
котятами, - рассказывала воспитательница. - А к тебе вчера приходил гость из
морского училища. Узнал, что ты болеешь, и расстроился...
Где он? Где? - заволновалась
девочка.
Да ушел, он же в
увольнительной был, сказал, что его на два часа только отпустили. Не волнуйся,
вот выздоровеешь, и он еще придет, - успокоила девочку воспитательница.
На следующий день в палату
вошла санитарка и положила на тумбочку возле кровати Настеньки большой
коричневый пакет и сказала:
- Это тебе от морячка. Симпатичный такой. Брат твой. Уж так он
расстроился, что сегодня не приемный день. «Завтра, -говорит, - мы в плаванье
уходим, а я срочно должен это своей сестре Насте передать».
Санитарка ушла, и Настя
дрожащими руками развернула несколько слоев коричневой бумаги. Внутри были
книжка морских сказок и старинный бронзовый морской компас в потертой кожаной
коробке. В записке было написано: «Этот компас поможет тебе найти родителей,
потому что он настоящий. Если хочешь, будь моей сестрой. Только тогда тебе
придется быть сильной. Моряки борются до последнего, и их сестры тоже. Старший
курсант морского училища Матвей».
В этот день Настенька впервые
съела весь обед, и даже добавки попросила.
Прошло много лет. Молодой
помощник капитана весело шагал по набережной морского города. Корабль вернулся
из кругосветного путешествия, и он получил увольнительную на два дня. Он дошел
до деревянного домика, взлетел по ступеням крыльца и нажал кнопку звонка. Седая
маленькая старушка заохала и запричитала, обнимая внука.
Не стал писать тебе, бабушка.
Хотел сделать сюрприз, - засмеялся моряк.
Хотел, да не сделал. Твоя
невеста целую неделю к тебе приходила. Говорила, что корабль твой должен к нам
в порт зайти. Так и не дождалась...
Какая невеста? - изумился
моряк.
Так она тебе не невеста, а
жаль. Такая славная. Да ты вхо -ди, там она для тебя какой-то пакет оставила. А
я пойду на стол накрывать, - захлопотала бабушка.
С замиранием сердца моряк
развернул пакет. Внутри был старинный бронзовый морской компас в потертой
кожаной коробке и записка.
- Компас и правда настоящий.
Он мне очень помог, но тебе он сейчас нужнее. Твоя сестра Настенька.
Вопросы и задания к
сказке:
Как вы думаете, нашлись ли
родители девочки?
Почему мальчик подарил
девочке свое самое большое сокровище - морской компас дедушки?
Как бы ты поступил на его
месте?
Почему погиб дедушка
мальчика? Как ты думаешь, правильно ли он поступал, жертвуя всем, чтобы спасти
свою команду?
Знаешь ли ты такого человека,
который пожертвовал всем, чтобы спасти другого?
Почему Настенька вернула
компас моряку?
Как ты думаешь, как потом
сложится жизнь Настеньки и Матвея?
Придумай продолжение этой
истории и расскажи: как компас помог Настеньке отыскать ее родителей; как
компас помог морякам найти дорогу в тумане; как компас помог Матвею и Настеньке
встретиться и создать семью.
Сценка «Спасаем друзей»
Поделите детей на пары. Каждая
пара получает какую-либо ситуацию:
вы попали в поле в сильную
метель;
вы оказались на необитаемом
острове;
твой друг подвернул ногу во
время похода в лес за грибами и не может идти;
твой друг потерял деньги,
которые мама дала ему на лекарство;
твой друг потерял свою
любимую собаку.
В сценке-диалоге дети
рассказывают, чем они могут пожертвовать, чтобы помочь своему другу.
Творческое задание «Палочка
помощи»
Прочитайте детям пословицу: «О себе забывай, а товарища
выручай».
Представьте, что добрая
волшебница подарила вам палочку-выручалочку. Эта волшебная палочка может
исполнить ваше желание и помочь вашим друзьям только тогда, когда они очень
нуждаются в помощи. Дети делятся на пары и сочиняют сказку о том, что они
попросят у волшебной палочки для своих друзей, и как это им поможет. Затем все
по очереди рассказывают сказки и обсуждают, помогли ли они своим друзьям.
|