Какие только учреждения не называют нынче
детским садом! Просто голова идет кругом. Для того чтобы
сориентироваться в этой непростой действительности, давайте попробуем
навести порядок в понятиях.
Однако для начала мы предлагаем вам обратить
внимание на приложение 1 («Из истории детских садов в России»).
Возможно, знакомство с этим материалом поможет вам увидеть тот проект,
который вы затеваете, в рамках единого исторического процесса.
Прочли? Тогда продолжаем.
Нынче частным детским садом называются следующие заведения:
1. Так называемый квартирный (домашний)
детский сад – это обычно группа детей до 10 человек, находящаяся в
съемной или купленной квартире.
Квартира должна быть достаточно просторной,
самую большую комнату можно оборудовать под игровую, комнаты поменьше –
под спальню или класс для занятий, просторная кухня может совмещаться со
столовой. Так что серьезных изменений не потребуется. Переоборудовать
придется только санузел. Если вы снимаете квартиру под детский сад, то
стоит обратить особое внимание на вход: чистый подъезд, современный лифт
(в случае если квартира находится не на первом этаже), домофон. В
квартире довольно легко воссоздать домашнюю обстановку, и это привлечет
клиентов. Многие родители переживают, что их малыш, привыкший к теплому,
семейному окружению, будет испытывать трудности при переходе в
образовательное учреждение. С другой стороны, домашний садик часто
ассоциируется с любительским подходом к дошкольному образованию. Поэтому
те родители, для которых важны образовательный аспект, серьезная
подготовка к школе, интеллектуальное развитие ребенка, вряд ли отдадут
малыша в сад квартирного типа.
Назначить высокую плату за такой детский
сад, скорее всего, не получится, во всяком случае не в первый год. Но и
ваши финансовые затраты будут не так уж велики.
2. Центр развития (или детский развивающий
центр) – часто родители ищут именно его. (Впрочем, часто за этой
вывеской скрывается именно «классический» детский сад – об этом чуть
ниже.)
Что такое детский развивающий центр,
непросто определить однозначно. Так, при написании этой главы мы
перерыли горы материала в поисках единого определения – не нашли.
Думается, в этом все и дело: определение центра (вернее, его отсутствие)
– «серая зона», дающая возможность трактовать понятие в зависимости от
конкретной ситуации.
В основном же организаторы центров идут
путем метафор. Вот несколько примеров: наш развивающий центр – «билет в
успешное будущее», «творческая мастерская», «идеальные программы для
детей» и пр.
Однако принципиальным моментом
представляется следующее: деятельность в рамках детского развивающего
центра не предполагает наличия лицензии на ведение образовательной
деятельности. Именно поэтому, вероятно, такое множество различных
заведений и именуют себя именно центрами. Отметим, однако: для того
чтобы вести подобную деятельность и быть в ладах с законом, необходимо
соблюдать понятные правила. В первую очередь это относится к питанию и
дневному сну. Правила простые: и то и другое категорически запрещено
практиковать любому «детскому центру».
Та деятельность, которую можно осуществлять
без лицензии, сводится к следующему: группа кратковременного пребывания
детей, организованная на коммерческой основе, предоставляющая услуги по
уходу за детьми.
На деле большинство таких центров предоставляют широкий спектр образовательных услуг:
• развивающие занятия с детьми в возрасте от
года до трех – так называемые развивалки. Родители могут выбирать:
сколько раз в неделю и на какие именно занятия они будут приводить
малыша. Музыка, ритмика, рисование, развивающие дидактические занятия,
иностранный язык – самые популярные виды подобной деятельности. Как
правило, родители приводят ребенка в центр на несколько часов и остаются
в центре на все время занятий. (Кстати, стоит позаботиться о том, чтобы
в центе было удобное помещение, где родители смогут находиться во время
занятий.);
• различные занятия (как групповые, так и
индивидуальные) для детей в возрасте от трех до семи лет: спорт, лепка,
рисование, йога, иностранный язык, музыка, хореография, шахматы и т. д.
Как правило, дети приходят несколько раз в неделю, время их пребывания в
центре зависит от количества занятий, выбранных родителями. Оплата
назначается за каждое занятие в отдельности;
• группы полной недели: в этом варианте
родители приводят ребенка в центр ежедневно на несколько часов и ребенок
посещает все занятия центра в соответствии с программой. Оплата в этом
случае помесячная;
• группы подготовки к школе для детей в
возрасте от шести до семи лет. Чаще всего такие занятия проводятся
два-три раза в неделю и состоят из элементарного цикла: математика,
чтение, грамота, развитие речи и т. п. Оплата обычно вносится за месяц
вперед;
• «воскресная няня»: многие центры открыты и
в выходные дни. Родители приводят ребенка на несколько часов. В это
время проходят занятия в кружках рисования, музыки, лепки и т. п. Может
работать игровая или художественная студия, где дети приятно и с пользой
проведут время в отсутствие родителей. Оплата за такие занятия
почасовая.
3. Частный детский сад – лицензированный
детский сад, соответствующий всем требованиям
санитарно-эпидемиологического, пожарного контроля и комитета по
образованию, предоставляющий полный спектр услуг по уходу и образованию.
Привести помещение в соответствие всем требованиям и нормативам крайне
сложно: это потребует больших затрат, и не только финансовых… Именно
поэтому многие детские сады и скрываются за вывесками «сад-клуб»,
«развивающий центр», «детская академия» и т. п.
Выбирая, какой тип сада вы хотите открыть,
подумайте не только о финансовых и организационных возможностях, но и о
том, зачем тот или иной тип нужен вам и вашим клиентам (понятно, что
ниже мы лишь предлагаем вам вариант таблицы, которую каждый заполнил бы в
соответствии с собственными представлениями).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Из истории детских садов в России
Хотелось бы хотя вкратце рассказать нашим читателям об истории заведения, которое мы называем сегодня детским садом.
Нам кажется, что детские сады были всегда –
это вовсе не так. Конечно, человечество пыталось решить вопрос
организации детского досуга, однако первый полноценный детский сад был
открыт лишь в 1837 году.
Именно Фребель однозначно заявил, что
детский сад должен заниматься в первую очередь развитием души, разума,
чувств и тела человека. Таким образом, с самого своего рождения детский
сад становится полноценным образовательным учреждением. Фребель
подчеркивал символическое сходство ребенка с растением, поэтому называл
педагогов в саду «садовниками и садовницами». Тогда же возникло и само
понятие «киндергартен» – детский сад.
В России же история дошкольного
образования связана прежде всего с именем Аделаиды Семеновны Симонович.
Именно она в 1866 году открыла в Петербурге первый российский детский
сад. Тогда же она стала издавать первый в России журнал, посвященный
дошкольному образованию, который так и назывался: «Детский сад».
Этот первый российский детский сад во
многом был похож на самый что ни на есть современный, причем очень
высокого качества. В этом заведении были светлые просторные комнаты, сад
для прогулок, отдельные помещения для творчества – словом, все, что и
по нашим нынешним представлениям необходимо для настоящего дошкольного
учреждения.
Особые требования предъявлялись и к
воспитательнице, ведь именно она, по мнению А. Симонович, определяет
характер образования в саду: «…"детская садовница” должна быть
образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна,
взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей…»
Нужно отметить, что в России в отличие от
Западной Европы идея детских садов приживалась не слишком успешно –
возможно, сказывалось традиционное патриархальное устройство общества.
По большому счету, лишь после 1918 года детские сады стали
распространяться повсеместно. Однако, увы, от идеи гуманистического
подхода к детям Фребеля и Симонович осталось немного. Основным стало
развитие коллективизма и идеологическое воспитание…
Нам хотелось бы в качестве дополнения к
этой короткой главе предложить читателям несколько статей Аделаиды
Семеновны Симонович, с тем чтобы вы сами могли оценить, насколько
современны идеи создательницы детских садов.
Первая статья посвящена проблеме изучения
(или НЕ-изучения) иностранных языков в нежном возрасте. Отметим, этот
вопрос по-прежнему далеко не решен…
|