Конструирование развивает пространственное мышления детей. Именно поэтому оно выделено в отдельный предмет программы.
От трех до четырех лет
В этом возрасте необходимо обучать детей
умению пользоваться строительным материалом для сооружения несложных
построек в игре, воспроизводить по показу и объяснению воспитателя
элементарные постройки, находить сходство между постройками из игрового
материала и предметами из окружающей среды.
Дети учатся правильно называть постройки,
различать, называть и использовать основные строительные детали: кубики,
кирпичики, пластины, цилиндры, призмы. Они осваивают технические приемы
работы со строительным материалом: накладывание четырех или пяти
кирпичиков или кубиков друг на друга, укладывание кирпичиков в ряд «на
плашку», т. е. большой плоскостью на столе, «на ребро» или «на торец»,
т. е. вертикально на меньшую плоскость.
Дети учатся по-разному размещать строительные детали (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), образуя постройки.
Можно дать первые представления о
конструировании из бумаги (сгибание листа пополам, добиваясь совпадения
сторон и углов; приклеивание частей к основной форме).
От четырех до пяти лет
Продолжает развиваться способность
различать и называть строительные детали (куб, пластина, брусок и
т. д.), важно научить использовать их с учетом конструктивных свойств
(форма, величина, устойчивость).
Дети учатся выделять основные части
предметов, части в готовых образцах построек, видеть, из каких деталей
они выполнены, определять расположение этих частей относительно друг
друга, описывать их пространственные отношения: справа – слева, спереди –
сзади, ближе – дальше.
Они учатся сооружать простейшие постройки
разных размеров, отбирать детали по величине, форме, цвету, устойчивости
в соответствии с содержанием постройки; запоминать последовательность
выполнения постройки. Закрепляется умение соизмерять предметы между
собой (мебель соответствует величине кукол, для которых она строится).
В этом возрасте начинается обучение
конструированию из бумаги. На первом этапе занятий по поделке игрушек из
бумаги общей задачей является научить детей сгибать лист пополам,
совмещая стороны и углы; на втором этапе занятий учит склеивать игрушки
из готовых частей, подбирать нужные детали, правильно приклеивать их
друг к другу.
От пяти до шести лет
В этом возрасте дети осваивают довольно
сложные формы конструктивных умений: соединять несколько больших
плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между
собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу
для перекрытий. Необходимо учить детей различать детали по устойчивости,
выбирать такие, из которых лучше сооружать отдельные части постройки,
делать основание, стены в громоздких и легких сооружениях, понимать,
какие детали пригодны для окон, дверей, лестниц. При конструировании
можно предлагать детям такие условия, которые требуют решения несложных
конструктивных задач.
Приобщить их к искусству оригами путем изготовления с ними простых игрушек из бумаги.
Для пятилеток можно организовать занятия по
работе с тканью. Познакомить их с материалами и инструментами для
шитья, помочь приобрести умения и навыки их практического использования.
Важно научить детей работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали,
составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в
соответствии с замыслом. Дети в этом возрасте могут освоить
первоначальные навыки шитья.
От шести до семи лет
Важно научить детей планировать
деятельность: они должны уметь представить, какой будет конструкция в
общих чертах, прежде чем выполнять ее, обдумать, какой материал
понадобится, объяснить это в устном рассказе. Познакомить детей с
разнообразными пластмассовыми конструкторами, научить их создавать
различные модели (здания, поезда, самолеты, катера, автомобили и т. д.).
Дети учатся сооружать не только комплексные
постройки (когда каждый ребенок строит свой объект в соответствии с
определенным общим сюжетом), но и коллективные (когда над одной
постройкой работают несколько человек).
Они знакомятся с новым способам
конструирования из бумаги: складывание квадратного листа бумаги на
шестнадцать маленьких квадратиков, изготовление выкройки разных игрушек,
деление листа бумаги по диагонали, черчение круга с помощью шнурка и
карандаша, изготовление игрушек путем складывания листа бумаги в разных
направлениях.
|