Итак, для кого же мы работаем? Или иными
словами, кто является клиентом образовательного учреждения? Интересно,
что вне зависимости оттого, какой ответ дают «респонденты», они
совершенно уверены в собственной правоте.
Конечно, при наиболее частом ответе
однозначно называются клиентами детского образовательного учреждения
родители. Предлагаемая логика такова: ведь именно они, в принципе,
формулируют точный запрос на услуги, ищут и находят удовлетворяющее их
детское учреждение. При этом родители берут в расчет целый ряд факторов
(речь о которых ниже), которые и определяют в конечном итоге их выбор.
Однако та точка зрения, которую мы хотели бы
вам предложить, иная. Она основана не только на многолетнем опыте и
приверженности гуманистическому подходу в педагогике, но и на
элементарной логике. Вот она: клиентами детского сада, безусловно, являются не родители, а дети. И именно с этой точки зрения мы и предлагаем рассматривать как организацию, так и ведение этого дела.
Давайте для начала пойдем «от обратного» и рассмотрим наиболее характерные последствия первого подхода.
То, что может сгубить ваш детский сад уже на
стадии идеи, – это желание угодить клиенту любой ценой. В самом простом
варианте оно проявляется в типе поведения «любой каприз за ваши деньги»
(отметим, во многих проектах такой подход, возможно, и является самым
правильным, но только не в нашей профессии). Как ни странно, но и
родители интуитивно не приемлют такой подход. Напротив, им хотелось бы
чувствовать себя в руках профессионалов, которые могут предложить
внятную педагогическую и образовательную концепцию, профессиональную
помощь. Именно это и ценно в нашем деле. Забегая вперед, скажем: именно
это и является продуктом детского сада.
Ориентация на родителей в принципе лишает наше заведение самой сути, т. е. педагогического содержания.
Нам могут возразить: дети не могут быть
клиентами – они же ничего не понимают. Ответим: во-первых, свои интересы
они (как и все мы) понимают неплохо. Во-вторых, вовсе не обязательно
клиент на 100 % понимает, каков должен быть его собственный запрос (ср.:
пациент больницы и т. п.). Это, однако, не означает, что мы имеем право
усомниться в его дееспособности.
Ребенок отлично знает, когда ему хорошо, а
когда плохо. Это и есть одно из основных и очень понятных мерил
первичного успеха детского сада. Иногда приходится слышать: «Да вы им
только дайте бездельничать и конфеты жевать с утра до вечера – и они
будут счастливы»… Нет, не будут. Некоторое время, как большинство из
нас, порадуются, а затем наступит скука, ухудшение настроения и общего
состояния. И напротив, когда мы помогаем им осознать свои желания,
строим вместе с ними образовательную среду, когда они попадают в
ситуацию права на выбор, когда к ним прислушиваются и предоставляют
возможность учиться наиболее комфортным для них способом – вот тогда-то и
чувствуют себя наши клиенты спокойно и уверенно. Тут-то и ощущают они,
что за услугу предоставляет им их детский сад.
Конечно, предложенная позиция требует
некоторых оговорок. Во-первых, у ребенка существует ряд особенностей,
которые необходимо учитывать. Человек познает мир. Везде. В том числе в
детском саду. В том числе и посредством детского сада. Люди, окружающие
его, всячески помогают (во всяком случае, должны помогать) с миром
знакомиться. Это так. Однако это не означает, что взрослые должны
заменить выбор ребенка своим, выдать свое решение за его или того хуже –
вообще не брать в расчет его позицию, мотивируя это тем, что «он еще
маленький». Ребенок слабее нас. Это значит, что он нуждается в нашей
помощи. Именно это качество взрослые часто путают с невозможностью
самостоятельного принятия решения.
Во-вторых, у взрослых очень велик соблазн
под предлогом неразумности дитяти все решить за него. Так вот: если в
других профессиях это может как-нибудь «проскочить», то в нашей подобная
позиция может привести к краху.
Вот и получается, что наш с вами клиент особый (а есть ли другие?!).
Вот и давайте поговорим о том, как лавировать между желаниями и представлениями взрослых и потребностями истинного клиента.
Во-первых, давайте развенчаем представление о родительском материализме.
Мне часто приходилось слышать опасение, что
родители хотели бы видеть сад с золочеными кроватями, бархатными
коврами, устрицами на обед, бассейном с проточной водой и пр. Если и
есть в этом доля правды, то самая малая. В основном же родители – люди
вменяемые и понимающие, что в любом образовательном учреждении форма во
многом зависит от содержания (если вы сами уяснили себе эту истину, вам
легко будет объяснить ее родителям). А еще большинство родителей желают
видеть своего ребенка довольным, счастливым, спокойным, уверенным в себе
и пр. Вот это-то желание и дает нам с вами возможность этого самого
«лавирования» между запросами. Попросту говоря: дайте это – и получите
право на все остальное.
Другое дело, что родители тоже пытаются
соответствовать неким виртуальным нормам нашего общества. «А наш ходит в
сад с преподаванием языка суахили», «А у нас в саду дизайн в стиле
джунглей» и т. п. Что поделаешь – все мы живем в обществе сравнения.
Однако понимание этого также дает вам возможность построить свой проект.
Ведь это всего лишь означает, что родители, так же как и все мы, ищут
идентификацию в учебном заведении для своих детей. А вот если они не
могут понять, чем именно хорош сад, приходится обращать внимание на
внешние (и не очень-то понятные) особенности. Если концепция сада
сформулирована четко, вам не придется предлагать умопомрачительные
аттракционы, вы будете спокойно и профессионально заниматься своим
делом.
Итак, еще раз: родители должны точно знать,
что именно дает им конкретный детский сад, в чем его «изюминка», чем он
отличается от других. Снова и снова подчеркиваю: ответы на эти вопросы
обязаны быть конкретными.
А теперь все-таки необходимо понять, что значит работать с клиентами-детьми.
Если со взрослыми все более или менее
понятно, то с детьми все намного сложнее. В первую очередь потому, что к
делу этот тип клиентов подходит намного менее рационально.
Предлагаю провести самим с собой простой
тренинг: представим себе, что сад для самого себя самостоятельно выбирал
бы человек 4 лет от роду. Попробуем «накидать» критерии выбора.
Не знаю, как у вас, у нас список получился примерно такой (если формулировать его «взрослыми» словами):
• комфорт;
• покой;
• личный интерес;
• хорошая компания;
• уверенность;
• безопасность.
И только потом следует все то, что мы привыкли автоматически приписывать детям: игрушки, сласти, веселенький интерьерчик и т. п.
Фокус в том, как эти ожидания воплотить в жизнь.
|