«А какая у вас программа?» – этот вопрос
точно прозвучит в беседе с родителями, и если он будет не первым, то
наверняка одним из первых. Вполне естественно, что, отдавая ребенка в
частный детский сад, родители рассчитывают на серьезную образовательную
программу. Большинство пап и мам видят в своем малыше маленького гения, и
они совершенно правы. Им хотелось бы, чтобы ребенок развивался
гармонично и уже в самом раннем детстве получил возможность
совершенствовать свои многочисленные таланты. К сожалению, многие
родители так заняты работой и домашними делами, что не имеют возможности
уделять своему ребенку должного внимания, заниматься с ним, учить его
читать, считать, рисовать, петь, танцевать. Эту функцию они готовы
передать детскому саду. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы в
образовательной программе были представлены различные аспекты развития:
музыкальное и спортивное, художественное и эстетическое.
Чем старше ребенок, тем большее значение
приобретают конкретные знания и навыки, которыми он должен овладеть к
определенному возрасту. И речь в данном случае идет не только о
подготовке к школе, а еще и об умении учиться. Родители заранее
беспокоятся о школьном будущем своих детей и справедливо видят залог
школьных успехов ребенка в детсадовском образовании. В России дошкольные
образовательные стандарты традиционно довольно высоки: к семи годам
ребенок должен уметь бегло читать, считать хотя бы в пределах первого
десятка, выполнять простейшие математические действия, связно
пересказывать содержание услышанного и еще кучу всего самого разного.
Относиться к этому можно по-разному, но совсем не брать в расчет не
получится.
Современная образовательная программа для
дошкольных учреждений представляет собой комплекс различных дисциплин. В
любом муниципальном детском саду ребенок занимается математикой,
грамотой, рисованием, физкультурой, музыкой, во всяком случае, должен
всем этим заниматься. Частный же детский сад по определению должен
предлагать программу не менее обширную и глубокую, чем сад
государственный. Это касается и предметов элементарного цикла, и
дополнительных занятий. Поэтому имеет смысл привести вашу
образовательную программу в соответствие государственным стандартам,
принятым в области дошкольного образования.
Итак, для начала необходим учебный план. Он, согласно нормативам, должен содержать три основных компонента:
Базовый общеобразовательный компонент обеспечивает
требования дошкольного образования в Российской Федерации и включает в
себя разделы общеобразовательной программы общекультурного и
общегосударственного значения.
Духовно-нравственный компонент учитывает особые культурные и национальные условия, характерные для данного региона страны.
Компонент образовательного учреждения (занятия
по выбору, кружковые занятия) отражает специфику конкретного
образовательного учреждения, позволяет педагогическому коллективу
самостоятельно выбирать и реализовывать образовательные программы (ст.
32 Закона РФ «Об образовании»).
Образовательный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть включает в себя
образовательную программу федерального уровня, т. е. некий набор
дисциплин, принятых в дошкольных учреждениях страны. На сегодняшний день
к обязательным предметам относятся:
• окружающий мир;
• развитие речи;
• математика;
• рисование;
• лепка;
• конструирование;
• музыка;
• физкультура.
Вариативная часть предполагает реализацию
особых программ и обеспечивает индивидуальный характер развития детей
дошкольного возраста, учитывая их индивидуальные способности, интересы,
запросы родителей. В дополнение к основной программе в частных детских
садах часто предлагаются самые разные занятия: иностранный язык,
хореография, вокал, шахматы, спорт, йога, драма и т. п.
Итак, разберемся для начала с инвариантной
частью. Свои первые сознательные представления о мире ребенок формирует
на основе собственного опыта, наблюдая за теми предметами, явлениями и
людьми, которые его окружают.
|