Набор детей в детский сад – сложный и
длительный процесс. А главное, практически непрогнозируемый. Будьте
готовы к тому, что учебный год вы начнете с 5–6 детьми, а дальше они
будут набираться «в час по чайной ложке».
Мнение, что все хорошие родители ищут
детский сад заранее, совершенно неверно, как неверно и то, что в
середине года никто не отдает ребенка в детский сад. Потенциальных
клиентов можно условно разделить на следующие категории.
1. Те, кто заранее ищет детский сад для своего ребенка. Эти родители, скорее всего, позвонят вам летом.
2. Те, кто принимает решение относительно
детского сада в тот момент, когда такая идея – отправить ребенка в садик
– приходит им в голову. Эти родители могут обратиться к вам в любой
момент.
3. Те, чьи дети пошли в муниципальный
детский сад и этот опыт оказался неудачным. Часто даже обеспеченные
родители руководствуются следующей логикой: «Мы сами ходили в обычный
садик, и было неплохо» или: «Сейчас все по-другому, не так, как было в
нашем детстве». На деле оказывается, что ребенок отказывается ходить в
сад, постоянно болеет и т. п. Неделю или две родители готовы терпеть
детские скандалы и болезни, уговаривая себя, что он, мол, еще не привык.
Но затем родительские сердца не выдерживают и мама с папой отправляются
на поиски частного детского сада. Такие родители обратятся к вам в
конце сентября – начале октября.
4. Родители, чьи дети ходят в частный
детский сад, но которые по тем или иным причинам недовольны отношением к
ребенку или уровнем предоставляемых услуг. Такие, скорее всего,
обратятся к вам в декабре, руководствуясь следующей логикой: «Мы доходим
до Нового года, а после перейдем в новый садик».
5. Те, чьи дети ходят в другой, частный или
муниципальный детский сад, но вынуждены уйти оттуда по причине
конфликта с воспитателями или администрацией. Такие родители могут
обратиться к вам в любой момент в течение года.
6. Родители, принимающие решение
относительно детского сада в зависимости от семейных обстоятельств:
переезд в новый район, уход няни, новая работа. Их приход также нельзя
прогнозировать заранее.
На практике это означает, что реклама
должна идти постоянно до тех пор, пока вы не наберете то количество
детей, которое вам необходимо. Со временем, через несколько месяцев
после открытия, начинает работать так называемое сарафанное радио –
родители, чьи дети посещают ваш садик, начинают рассказывать о вас своим
друзьям, знакомым и соседям.
Кстати, решение о записи в детский сад все
тоже принимают по-разному. Одни действуют по принципу «пришел – увидел –
заплатил», другим требуется время на принятие решения. Есть родители,
которые приходят несколько раз, приводят бабушку, дедушку, встречаются с
воспитателем и т. д. Многие вообще сомневаются, нужен ли им детский
сад: «Наш ребенок такой домашний, мы не знаем, захочет ли он остаться в
садике, отпустит ли маму». Таким нерешительным родителям можно
предложить пробное посещение – возможность привести ребенка на несколько
часов. Такой визит может быть бесплатным, но после него решение принять
будет проще.
Есть среди клиентов и такие, кто появляются
месяц спустя после первого визита. В любом случае стоит перезванивать
родителям, которые к вам обращались. Как правило, это производит хорошее
впечатление: «Как ваши дела? Что вы надумали? Не хотите ли прийти еще
раз и остаться на полдня? Не хотите ли привести кого-то из
родственников?» Такое внимание с вашей стороны также может послужить
аргументом «за» в процессе принятия решения.
Стоит учитывать и тот факт, что родители
могут отказаться от ваших услуг. Это может произойти по семейным
обстоятельствам: семья переезжает в другой город или в другой район, у
родителей возникают финансовые трудности, ребенок не может больше
посещать детский сад по медицинским показаниям. С этим ничего не
поделаешь, поскольку эти ситуации от вас не зависят. Бывает и так, что
родители недовольны детским садом. Если от вас уходят дети, вам стоит
серьезно проанализировать причины их ухода и сделать конструктивные
выводы.
Что мы показываем
Когда клиент приходит в первый раз, ему
нужно продемонстрировать то, что он хотел бы видеть. Именно поэтому
стратегически важно в момент знакомства выявить 2 типа клиентов.
Помните: они приходят за разным. И если маме будет важно и интересно
увидеть, как, например, устроена кухня, ее четырехлетнему сыну намного
важнее понять, как ему придется здесь жить-поживать: что за народ сюда
ходит, не обидят ли его, есть ли возможность побыть одному, как с ним
будет общаться коллектив сада. Возможно, вы удивитесь, но у нас нет
сомнения: в первый визит ребенок подспудно проверяет именно это. И мы
просто обязаны озаботиться тем, чтобы предоставить ему эту возможность.
Начнем с того, что ему должно быть уделено не меньшее внимание – в
идеальном варианте один из представителей сада должен заниматься
ребенком, а другой – родителями. Понимая, что ему необходимо увидеть,
помогите ему – продемонстрируйте это сами. Покажите помещение, все его
«интересности», дайте возможность немного походить одному (но так, чтобы
он чувствовал, что, если нужно – помощь придет), пусть пообщается с
другими посетителями сада, пусть поиграет с ними.
Тем временем родители тоже многое смогут
увидеть и о многом поговорить. В любом случае – поверьте, родители во
многом хотели бы ориентироваться на своего ребенка. Однако они не всегда
знают, как это делается – как спросить, как узнать его мнение,
чтобы он высказал его искренне, как понять, хорошо ли ему на самом деле.
Поэтому, если вы уже при первом посещении окажете своим клиентам помощь
– поверьте, ваши умения будут оценены по достоинству.
Вообще, первый визит – это очень важно. В
нашем образовательном поле мы имеем дело не с «валом» а с единицами. И
каждая такая единица принципиальна. Поэтому необходимо очень точно
понимать, каким образом мы организовываем визит наших потенциальных
клиентов.
«Трудные» дети
Как правило, частные детские сады
декларируют индивидуальный подход, особое внимание к детям, уважение к
личности маленького человека. К сожалению, часто все так и остается на
уровне деклараций, потому что, разрабатывая концепцию будущего детского
сада, мы имеем в виду не живых, настоящих, а каких-то
среднестатистических идеальных детей. Не так уж трудно выслушать
рассуждения ребенка, похвалить его за успехи или предложить ему тот вид
творчества, который ему по душе. Гораздо сложнее принять того, кто
дерется, грубит, убегает, орет и постоянно всем мешает. Вот какой текст
встретился нам однажды на сайте одного частного детского сада: «У нас
каждый ребенок будет внимательно выслушан, и ему будет объяснено о его
неправоте». Кроме корявого русского языка в этой фразе есть базисная
проблема. Прекрасно, если ребенка внимательно слушают и терпеливо
объясняют, в чем он не прав. А если он прав? Готов ли взрослый с этим
фактом согласиться и признать собственную неправоту? В этой фразе не
допускается даже такая возможность. К тому же речь здесь идет о ребенке,
который умеет рассказать, объяснить, что он думает и чувствует, – ведь
только такого можно «внимательно выслушать». А что, если он сказать не
умеет, а выражает свои чувства другими доступными ему средствами:
кричит, дерется, плюется? Умение понять ребенка, взаимодействовать с
ним, искать подход к каждому – не это ли понимается под «индивидуальным
подходом»?
Не так уж редки обращения родителей детей,
которых выгнали из других детских садов. «Мы ходили в частный детский
садик, – рассказывает мама, – но нас попросили оттуда уйти. Мой сын не
хотел участвовать в занятиях. Когда все дети занимались, он ложился
посередине комнаты "звездочкой” и не желал вставать. Он всем мешал, но
когда его выносили из комнаты силой, кричал и брыкался». А вот еще одна
чудесная история, произошедшая в частном детском саду: «Мой сын не хотел
спать днем. Когда наступал "тихий час”, он громко пел, а если
воспитатели пытались его уложить, царапался и кусался. Нас попросили
больше не приходить».
Будьте готовы к тому, что и к вам в детский
сад придут такие «трудные дети». Что же с ними делать? Увы, не
существует стандартных рецептов и советов. Порой кажется, что легче от
них вообще отказаться, попросить родителей больше не приводить такого
ребенка. В этом случае вам стоит задуматься, является ли индивидуальный
подход и внимательное отношение к каждому ребенку частью педагогической
концепции вашего детского сада.
Если же вы в каждом ребенке видите важного
клиента, перед вами стоит трудная, но очень интересная задача. Наверное,
в первую очередь нужно понимать, что «трудные дети» – это те, кому
трудно. Не умея объяснить, в чем проблема, что им мешает, что беспокоит,
они делают так, что с ними трудно всем окружающим. Такому ребенку,
вероятно, требуется намного больше внимания и тепла, чем всем остальным.
Возможно, стоит поговорить с родителями, не для того, чтобы
пожаловаться: «ваш, мол, такой-сякой», а для того, чтобы посоветоваться,
вместе попробовать понять, что происходит с малышом и как ему помочь.
Возьмите родителей в союзники.
Короче, ищите, думайте, пробуйте – в этом и состоит настоящая творческая педагогическая задача.
Как отказать клиенту
Несмотря на все вышесказанное, бывают
случаи, когда вам приходится отказывать родителям, желающим записать
ребенка в детский сад. В основном это касается детей, имеющих явные
психические или неврологические отклонения. Опытный педагог хоть и не
поставит точный диагноз, но сразу определит отклонение от нормы. Такие
заболевания, как эпилепсия, гиперактивность, задержка психического
развития, умственная отсталость, шизофрения, являются препятствием для
посещения детского сада, даже частного. Дети, страдающие подобными
нарушениями, нуждаются в постоянном сопровождении специалистов –
медиков, психологов, психиатров. Контакт с другими детьми может вызвать у
больного ребенка стресс, припадок, агрессивное состояние, он может быть
опасен для окружающих.
Родители иногда не хотят замечать проблем:
«Он еще маленький, просто не умеет общаться с другими детьми». Если вы
подозреваете серьезное отклонение, объясните родителям, что вы не
уверены в том, что ваш детский сад сможет удовлетворить особые
потребности их ребенка. Попросите представить заключение невропатолога о
том, что ребенок может посещать детский сад общего профиля.
|