Есть маленькие дети, которые трудно
расстаются с родителями. Чем они становятся старше, тем легче разлука на
несколько часов или даже на день. Чем моложе ребенок, тем труднее ему
жить без родителей. Опыт убеждает в том, что не все дети сразу остаются с
удовольствием в детском саду. Одни никак не хотят оставаться без
родителей; другие, напротив, с первого разу так привыкают к детскому
саду, что даже домой не хотят. Вообще же говоря, переход маленького
ребенка из семьи в детский сад не должен быть резок, а ребенок должен к
нему привыкнуть исподволь. Постараемся изложить вкратце те правила,
какие мы соблюдали при поступлении детей в детский сад.
Дети самостоятельные, естественные, не
капризные, но бывшие до поступления в детский сад близки к своим
родителям, с первого раза неохотно остаются в детском саду. Они не так
охотно играют с чужим человеком, как со своим близким, знакомым. Поэтому
следует не сразу предоставить такого ребенка новой воспитательнице, а
следует матери или няне оставаться в детском саду с ребенком несколько
дней кряду или по крайней мере один день. Сначала она может пробыть
целые дни в детском саду и участвовать в играх; затем мало-помалу
уменьшать участие в последних, и когда она увидит, что ребенок сблизился
настолько с воспитательницею, что свободно объясняется с нею и
обращается уже к ней с вопросами, или когда ребенок сблизится с
товарищами, тогда мать смело может не ходить больше с ребенком в детский
сад. Отсутствие матери не будет чувствительно для него. Плакать о
матери или проситься домой такой ребенок не станет, если его ввели
описанным образом в заведение. По возвращении домой ребенок радуется
своим родителям, рассказывает им о своих играх и работах и на другой
день с удовольствием отправляется в детский сад.
Дети, родители которых отправляются
сутра на работу и оставляют их на целый день одних или работают дома, но
не имеют свободного времени заниматься детьми и отстраняют их от себя,
или, вообще говоря, нормальные дети, но не особенно близкие к своим
родителям, обыкновенно с первого разу остаются с удовольствием в детском
саду. В этом случае детский сад заменяет отчасти семью детям, и они
находят там ласку и внимание, недостающие им дома.
Дети избалованные, капризные,
своевольные и изнеженные ведут себя в детском саду совершенно особым
образом, так что о них стоит поговорить подробнее. Они никогда при
родителях не привыкают к воспитательнице. Такие дети смотрят на
воспитательницу как на особу, обязанную их занимать, веселить и
исполнять их приказания. Сближение душевное с воспитательницею они
обнаруживают только при долгом посещении детского сада. Чем больше мать
остается с ними в детском саду, тем менее от сходятся с другими детьми и
вовсе не сходятся с воспитательницею. Мать уйдет на секунду, и они
уйдут. Это зависит от того, что подобные дети не знают истинной любви;
они привыкли приказывать; на родителей они смотрят как на исполнителей
их прихотей. С такими детьми мать ни за что не должна оставаться в
детском саду, ибо чем больше она будет исполнять их желания, тем они
становятся деспотичнее. Мы знаем несколько таких детей. С одним из них
мать приходила в детский сад ровно два месяца; она каждый день пробовала
уходить, но каждый раз ребенок поднимал страшный рев. Сколько ни
уговаривали ее, чтобы она его оставила в детском саду, она не хотела;
она боялась, что он заболеет, умрет. Наконец, мать заболела, ей нельзя
было больше приводить ребенка. Его стали посылать с девушкой и оставлять
одного в детском саду. И тогда ребенок этот стал играть хорошо, подобно
другим детям. Но замечательно, что подобные дети долго не сближаются
сердечно с воспитательницею, а смотрят на нее свысока. Своеволие детей в
богатых семьях действует губительно на детей. Подобные дети могут
почувствовать только тогда истинную любовь к людям, когда будут удалены
от тех вредных домашних условий (богатства и дурного обращения с
прислугой), в которых они вырастают. Такие дети деспоты и полнейшие рабы
в то же время.
Своевольцы-сангвиники, капризные,
упрямые и настойчивые дети, держатся вначале различно: одни настоятельно
требуют, чтобы мать или няня оставалась с ними; другие, наоборот, сразу
остаются в детском саду. Но, раз побывав между детьми, они неотступно
уже просят дома, чтобы их вели в детский сад. Толпа различных детей для
них среда, где они могут обнаруживать свою волю: командовать,
распоряжаться, устраивать все по-своему, подчинять слабых и т. п. Здесь
важно, чтобы садовница следила за тем, чтобы они не направляли ложно
своей воли, чтобы они не слишком взяли в руки других детей; но
действовать она должна менее запрещениями, а больше посредством
возбуждения самостоятельности и сознания в других, слабых детях. Капризы
этих сангвиников никак не должны быть исполняемы. «Если так, я не буду
играть! Я маме скажу!.. А я больше не буду приходить!..» и т. п.
Подобные фразы не должны действовать на садовницу. Брань, ругань,
дерзости таких детей не должны садовницу выводить из терпения: она
должна сохранять полное хладнокровие и спокойствие и тогда увидит, как
мало-помалу капризный исправится и начнет направлять целесообразно свою
волю.
Дети забитые, которых дома постоянно
останавливают, которым делают выговоры за каждый свободный поступок,
обыкновенно сами не желают, чтобы их родители оставались с ними в
детском саду. Они бывают и веселее, и игривее, и добрее, и смышленее,
когда родители не присутствуют при их занятиях в детском саду. Когда же
придут родители, они опускают голову, задумываются, делаются молчаливыми
и без охоты двигаются во время подвижных игр. Такие дети должны
оставаться в детском саду без родителей с того времени, как
воспитательница заметит подобные качества ребенка. Из практики детского
сада можно вывести следующее: дети не чувствуют себя стесненными в
детском саду; напротив, одни раньше, другие позже желают оставаться в
нем больше времени, чем положено, и с нетерпением ожидают другого дня,
чтобы опять поспешить туда.
А дети в этом отношении лучшие судьи: у них нет предвзятых мыслей, ими руководит чувство – неподдельное и неподкупное.
Аделаида СИМОНОВИЧ По тексту журнала «Детский сад», 1868 г.
И еще один материал: вот как выглядела
«карта» российских детских садов в 1896 году. Аделаида Симонович провела
исследование, для того чтобы понять размах детсадовского движения.
В Москве существует 13 детских садов с
20 (приблизительно) детьми в каждом; но, насколько нам известно, это не
детские сады в собственном смысле слова, а учебные заведения для
маленьких детей, которых обучают здесь чтению, письму, счету, а также
иностранным языкам. Французский язык введен почти во всех московских
детских садах; в одном введен также и немецкий, а в одном даже танцы. В
некоторых детских садах принимают только девочек. Ясно, что принципы
фребелевского детского сада нарушены: детский сад – не школа для
начального обучения; затем, в детском саду должен господствовать принцип
семейности; а разве в семье братьев и сестер отделяют друг от друга? В
Москве существует также немало семейных детских садов, где знакомые дети
собираются друг к другу для игры и работы.
Сколько имеется детских садов в
Петербурге, нам, к сожалению, узнать не удалось, несмотря на все
старания. Нам известно только, что в Петербурге с 1872 года существует
Фребелевское общество, которое открыло курсы с серьезной программой для
подготовления детских садовниц. Три года тому назад это Общество в
соединении с Обществом попечения о бедных и больных детях основало в
Петербурге народный детский сад с платою 10 коп. в месяц, от которой
избавлены беднейшие дети.
Детский народный сад посещается 50
детьми под надзором двух садовниц. Дети занимаются от 10 до 12 часов
фребелевскими работами, а от 12 до 14 совершенно свободно играют в мяч,
лошадки и куклы. Дети от 3–6 лет; они имеют веселый и довольный вид. Эти
дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой и
т. д. В детском саду они в светлых, чистых комнатах, под хорошим
надзором и правильно развиваются. Детские садовницы говорят, что этих
детей охотно принимают народные школы даже не в очередь, так как они
развиты лучше других. Жаль, что в Петербурге только один народный сад в
то время, когда в них огромная потребность. В педагогических журналах
неоднократно приходилось читать воззвание Фребелевского общества «к
счастливым матерям» о том, чтобы последние вносили ежегодно только один
рубль для устройства детских садов для бедных детей. Объявления
прекратились, но… народных детских садов не прибавилось. Надо полагать,
что Фребелевское общество утомилось ролью вопиющего в пустыне.
Кроме Москвы, Петербурга и Тифлиса
детские сады существуют, насколько нам известно, в Одессе (4 детских
сада с общим числом в 100 детей) и в Киеве (1 детский сад с неизвестным
числом детей).
В общем, оказывается, что во всей
России пользуется детскими садами около 1000 детей (если мы причислим
сюда те учебные учреждения, которые незаслуженно называются детскими
садами). Ясно, что детские сады не процветают у нас. Отчасти причиною
этого служат те же препятствия, как и на Западе, о которых мы уже выше
говорили. Но на Западе их стараются устранить; следовательно, и у нас
это возможно.
Среди причин, препятствующих в России
развитию детских садов, видное место принадлежит несочувствию
интеллигентных матерей к детским садам: многие из матерей полагают, что
индивидуализация воспитания не достижима в детских садах; семья же,
напротив, обеспечивает эту индивидуализацию. Так ли это? Если мать не
подготовлена к воспитательному делу или если она не может отдать всего
своего времени ребенку, то цель индивидуализации не достигается.
Матери некогда проводить много времени с
одним ребенком, так как у нее есть обязанности по хозяйству, по
отношению к другим детям, – и дитя остается с няней. Мы все знаем, что
никто не склонен в такой степени противодействовать самостоятельным
волевым проявлениям ребенка, как няня. Последней, по незнанию детской
природы, все кажется шалостью: и лепка из глины, и игра в песок или
воду, и влезание на стул и т. д. Няни накладывают свое неумолимое veto
на лучшие проявления детской натуры, а матери не замечают, что это
большая погрешность против той самой индивидуализации, поклонницами
которой они себя считают. Старой, русской, добродушной няни, которая
вносила столько поэзии в детскую жизнь русских баричей, пушкинской няни,
давно уже нет.
Таким образом, семья далеко не всегда
обеспечивает индивидуализацию воспитания. С другой стороны, в детском
саду, при нормальной постановке дела, всегда может быть обращаемое
должное внимание наличные особенности ребенка. Рядом с этим детский сад
развивает в ребенке ту способность, которой очень часто не дает ему
семья: способность работать сообща. Не общего дела следует бояться в
детском саду, а механизации. Каждый ребенок должен иметь простор для
своей фантазии в работе, право сделать, как ему хочется, не нарушая этим
свободу соседа, а этому почти невозможно научить ребенка дома, где он
или сам раб и беспрекословно подчиняется, или где другие рабы по
отношению к нему.
Если бы русские интеллигентные матери
это хорошо поняли, тогда они сами энергично принялись бы за устройство
детских садов и устроили бы их оригинально, сохраняя национальные
особенности, не вводя ни механизации в занятия, ни педантической
последовательности, ни докучливых разговоров, ни строгой дисциплины, что
отчасти осуществлено уже в двух русских детских садах. Пока
интеллигентные русские женщины не возьмутся за это дело, у нас
воспитание маленьких детей не двинется вперед. Это, конечно, только
вопрос времени, так как одновременно с участием русской женщины в
общественной жизни, одновременно с желанием самообразования,
одновременно с возрастающими материальными затруднениями придется
прибегать к помощи детского сада, который даст возможность матерям
пользоваться несколькими свободными часами. И как сильно нуждаются в
этих свободных часах наши молодые матери! Не нужно много
наблюдательности, чтобы заметить, как они утомляются бессменным ночным и
дневным дежурством, вследствие чего является раздражительность, как они
забрасывают чтение, музыку, иностранные языки, все то, что любили до
замужества и что впоследствии будет так нужно этим же детям.
Итак, мы думаем, что идея детских садов
не устарела и что они служат подспорьем для семьи. А чтобы они были
хорошими, об этом следует позаботиться, конечно, самим матерям.
Мы уже сказали, что на Западе частная
инициатива в общественной деятельности вызвала широкое развитие детских
садов. У нас общественная деятельность очень слаба. Когда в 60-х годах
она была интенсивнее, тогда и интерес к детским садам был живее.
Педагогические журналы: «Учитель», «Воспитание», «Журнал Министерства
народного просвещения » помещали многочисленные статьи о системе
Фребеля. Петербургское педагогическое общество образовало в 1867 году
комиссию для изучения вопроса о русских детских садах и напечатало свои
выводы.
Если бы дело детских садов не замерло в
самом начале, если бы русское общество не остыло к нему вследствие
охлаждения к общественной жизни вообще и если бы русская женщина не
замкнулась в тесной семейной жизни, то у нас могла бы уже быть
выработана самобытная русская система детских садов. И был бы, вероятно,
не один только народный детский сад.
Заканчиваем статью выражением
уверенности, что русские интеллигентные женщины, чуткие к нуждам народа,
обратят внимание на идею детских садов и учреждением их спасут массу
несчастных детей от нравственной гибели и, вызвав в жизнь русские
детские сады, улучшат таким образом воспитание собственных детей. Аделаида СИМОНОВИЧ По материалам журнала «Вестник воспитания», 1896 г. Начало
государственной системы дошкольного образования в Советском Союзе было
положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному
воспитанию». В этом документе были определены принципы советского
дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного
воспитания детей дошкольного возраста. Основная цель создания детских
садов – дать возможность матерям работать. В 1918 году на базе
Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н.
Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где
организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Первая
«Программа работы детского сада» вышла в 1934, а в 1938 году были
опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы,
структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и
«Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические
указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным
постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 –
устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.
С 1928 года начал выходить ежемесячный
научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам XX века
сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого
уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов
воспитанников. После войны появляется форма дошкольных учреждений
ясли-сад для детей с двухмесячного возраста. К концу 80-х в Советском
Союзе существовала широкая сеть государственных детских садов. Сады эти
были бесплатными, работали в двенадцатичасовом режиме и предоставляли
полный набор услуг по уходу и образованию детей. Что происходило в этих
садиках, большинство из нас знает на собственном опыте. Кому-то повезло
больше: новое помещение, добрая воспитательница, интересные занятия.
Кому-то меньше: непрофессиональные воспитатели, стихи про
Коммунистическую партию, ужасная еда. В любом случае выбора у родителей
не было – о частных садах никто тогда и не слышал. В
начале 90-х в России количество государственных детских садов резко
уменьшилось в связи с падением уровня рождаемости. А те, что не
закрылись, находились в довольно плачевном состоянии: не было средств на
содержание помещений, приобретение нового оборудования плюс низкие
зарплаты воспитателей и еда сомнительного качества. В этих условиях
начали появляться первые частные детские сады на коммерческой основе.
В то время не составляло особого труда
получить лицензию на образовательную деятельность, снять помещение
бывшего муниципального детского сада по льготной цене в долговременную
аренду.
В конце 90-х рождаемость начала расти,
отчего образовалась резкая нехватка мест в государственных детских
садах: родители занимали очередь в детский сад с момента рождения
ребенка. Соответственно спрос на частные детские сады возрос: те, кто
мог позволить себе платить за частный детский сад, предпочитали в
очереди не стоять, а выбрать для своего ребенка что-то получше.
На сегодняшний день в большинстве крупных
городов практически не существует дефицита мест в государственных садах,
однако спрос на частное дошкольное образование по-прежнему растет.
Вероятно, это связано с тем, что частные детские сады отлично
зарекомендовали себя на рынке качественных педагогических услуг: хорошие
бытовые условия, опытные педагоги, широкий выбор занятий, высокий
уровень образования, индивидуальный подход, вкусная еда – все это
привлекает родителей, решивших отдать своего малыша в детский сад.
|