| От трех до четырех лет Ребенок наблюдает за предметами ближайшего 
окружения, их назначением, местом расположения в окружающем пространстве
 (стол на полу, ваза на столе, часы на стене и т. д.), расположением 
предметов по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко, низко и 
т. д.). Ребенок учится определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов, вид материала: дерево, бумага, металл, ткань. Он учится различным способам исследования 
предметов: тонет – не тонет, рвется – не рвется, учится их 
классифицировать: мебель, одежда, посуда, фрукты, овощи и т. д. От четырех до пяти лет Расширяются представления детей о предметном окружении. Продолжается знакомство детей с признаками 
предметов, материалами, из которых они сделаны (свойства, качество, 
особенность, происхождение некоторых материалов). Дети устанавливают 
связь между свойствами материала и назначением предмета, который из него
 сделан (рельсы из металла, потому что…, окно из стекла, потому что…). 
Ребенок анализирует и осознает целесообразность окружающих предметов. Расширяются знания детей об общественном транспорте. От пяти до шести лет Обогащаются представления детей о мире предметов. Дети осознают различие между простыми предметами и всевозможными устройствами и механизмами. Развивается умение определять материалы, из
 которых изготовлены предметы. Важную роль играет умение сравнивать 
предметы по назначению, цвету, форме, материалу, степени важности и 
необходимости, классифицировать их по виду материала. От шести до семи лет Углубляются представления о существенных 
характеристиках предметов (элементарные представления о понятиях: сила и
 мощность, скорость и вес), о сравнительных свойствах и качествах 
различных материалов (стул из металла прочнее, чем из дерева или 
пластмассы). Дети осваивают разнообразные способы 
обследования предметов (измерение, сравнение по количеству, наложение, 
сравнивание по устройству). |