В дошкольном возрасте семья, близкое окружение ребенка играют самую важную роль в формировании его представлений о мире людей.
От трех до четырех лет
В этом возрасте ребенок может назвать имена
ближайших родственников, рассказать о том, кто живет с ним дома.
Домашние животные, как правило, причисляются к семейному окружению.
От четырех до пяти лет
Ребенок имеет представление о родственных
связях, таких как муж – жена, брат – сестра, дядя – тетя, сын – дочь.
Может назвать профессии родителей, рассказать об их увлечениях,
характерах.
От пяти до шести лет
Ребенок может рассказать о ближайших и дальних родственниках, может описать своих родителей, рассказать о семейных традициях.
От шести до семи лет
Ребенок может назвать свой домашний адрес,
номер телефона, имена и отчества родителей, название места их работы,
увлечения родителей и других членов семьи. Ребенок знает полные имена
дедушек и бабушек, может рассказать об истории их жизни.
Важный фактор формирования представлений ребенка об окружающем мире – природное окружение.
От трех до четырех лет
В этом возрасте важно дать детям первые представления о гармонии окружающего мира.
Ребенок получает первое представление о
человеке и животных: диких, домашних. Ребенок осознает разницу между
домашними и дикими животными, их детенышами, особенностями их поведения,
питания.
Можно вместе наблюдать за птицами, прилетающими на площадку, подкармливать их зимой.
Ребенок учится отличать и называть по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды.
Дети получают представление о том, что для роста растений необходимы земля, вода и воздух.
Важную роль играет знакомство с
характерными особенностями времен года и с теми изменениями, которые
происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, в
жизни животных и растений.
От четырех до пяти лет
Расширяются представления детей о природе.
В этом возрасте можно познакомить детей с
представителями класса пресмыкающихся, их внешним видом и способами
передвижения. Расширяются представления детей о насекомых. Продолжается
знакомство детей с овощами, фруктами, ягодами, важно обращать внимание
детей на их форму, цвет, вкус.
Закрепляются знания детей о растениях.
Дети должны узнавать и называть 3–4 вида деревьев.
Можно организовать наблюдение за птицами, подкармливать их зимой.
Расширяются представления детей об условиях, необходимых для жизни, людей, животных, растений.
От пяти до шести лет
Углубляются представления о растениях
ближайшего окружения: строение дерева, куста, травянистых растений,
комнатных растений. Дети знакомятся с понятиями: лес, луг, поле, сад.
Важно учить их ухаживать за растениями.
Расширяются познания детей о домашних
животных, их повадках, зависимости от человека и важности заботы о них.
Расширяются представления детей о диких животных: места их обитания, как
добывают пищу, как готовятся к зимней спячке.
Углубляются знания детей о пресмыкающихся, птицах, насекомых.
Интересно обсудить идею существования всех
видов животных, птиц, насекомых, важность существования деревьев и всего
растительного мира для человека и всего животного мира, учить понимать
разумность, целесообразность и гармонию в природе.
Формируются представления детей о
чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках,
умение объяснять причину этого чередования, складываются первые
представления о Земле как планете, вращающейся вокруг своей оси и вокруг
Солнца.
От шести до семи лет
Дети учатся устанавливать связи между
состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширяются,
систематизируются и углубляются знания о домашних, зимующих и перелетных
птицах.
Продолжается знакомство детей с дикими
животными. Расширяются представления об особенностях приспособления
животных к окружающей среде, о млекопитающих, земноводных и
пресмыкающихся.
Дети должны знать о помощи, которую оказывают домашние животные человеку.
Важно учить обобщать и систематизировать
представления о временах года, формировать представления детей о
физических состояниях веществ, о их переходе из одного состояния в
другое.
Вместе с детьми можно наблюдать и исследовать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь, роса.
Важно объяснять детям, что в природе все взаимосвязано, учить устанавливать причинно-следственные связи.
|