Государственная образовательная политика в
области дошкольного образования базируется на том, что все дети имеют
право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения,
поэтому созданию и развитию вариативных форм дошкольного образования,
ориентированных на ребенка, воспитывающегося в условиях семьи и не
посещающего ДОУ, уделяется повышенное внимание (консультативные пункты,
службы ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка, лекотеки,
семейные детские сады). При этом такой институт, как семейный детский
сад, занимает особое место.
В столице семейные детские сады получили
легальный статус с принятием Правительством Москвы 30 октября 2007 г.
Постановления № 951-ПП «Об утверждении примерного положения об
организации деятельности семейного детского сада», которое в настоящий
момент действует с изменениями от 11 марта 2008 г. (см. приложение 1). В
соответствии с этим положением семейный детский сад может организовать у
себя дома семья, имеющая трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7
лет. В семейный детский сад могут быть приняты дети из других
многодетных семей.
Для того чтобы создать семейный детский сад,
нужно обратиться в дошкольный отдел окружного управления образования
Департамента образования, сотрудники которого посоветуют ближайший
детский сад, работающий по этой системе. Территориальное расположение
ДОУ и семейного детского сада должно быть удобным, так как мама должна
будет приводить детей в детский сад на некоторые виды занятий, а также
отдельные специалисты будут посещать их на дому.
Для открытия данного структурного
подразделения администрация ДОУ вносит поправки в уже имеющиеся
локальные акты и разрабатывает на основе типовых документов,
утвержденных для работы с названным проектом, правовую базу с учетом
своего профиля, а именно:
• положение об организации деятельности семейного детского сада;
• должностные инструкции сотрудников
семейного детского сада (медсестры, педагога-психолога, социального
педагога, воспитателей по физической культуре и музыке);
• приказ о создании структурного подразделения «Семейный детский сад»;
• приказ о приеме на работу воспитателя
семейного детского сада (приказ о приеме на работу является типовым и по
форме не отличается от приказа о приеме обычных сотрудников ДОУ);
• трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;
• договор о сотрудничестве с воспитателем
детского сада как с родителем (составляется по типовой форме и не имеет
отличий от договора, составляемого для родителей воспитанников,
посещающих обычные группы ДОУ);
• график работы воспитателя семейного детского сада;
• режим дня семейного детского сада.
ГБОУ Детский сад № 768 ЮЗАО г. Москвы, на
базе которого функционируют четыре семейных детских сада, реализует
методическое сопровождение и организацию образовательной деятельности
многодетных семей, а также активную практику взаимодействия семей с
дошкольным образовательным учреждением.
Непосредственная работа с семьей начинается с
обследования ее жилищно-коммунальных условий, психолого-педагогической
диагностики, анкетирования, бесед и консультирования на предмет
выявления ее социальной активности и социального статуса, проблем
семейного воспитания, степени заинтересованности родителей в
педагогическом процессе в сотрудничестве с ДОУ Посредством проведения
данной работы выявляются нужды, возможности и пожелания семьи в
реализации форм социальной поддержки и взаимодействия, в выстраивании
воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных
особенностей семьи.
Оформление родителя как воспитателя
семейного детского сада представляет собой стандартную процедуру
принятия на работу в ДОУ, за которым закрепляется семья. Родитель
оформляется по трудовой книжке как воспитатель, заключает трудовой
договор, знакомится с должностной инструкцией, графиком работы,
педагогическим процессом и рабочей документацией.
Затем оформляются личные дела детей
семейного детского сада (содержат копии свидетельства о рождении и
медицинского полиса, путевку из комиссии по комплектованию, медицинскую
карту).
Главная задача ДОУ– помочь семье успешно
адаптироваться к особенностям нового педагогического пространства,
организовать методическое сопровождение семьи, открывшей у себя дома
детский сад.
Семейный детский сад – явление актуальное.
Это одна из форм образования будущего, поэтому задача руководителей ДОУ
грамотно развивать и совершенствовать данную форму образования. |