Основные функции психолога в семейном
детском саду связаны с созданием условий, которые способствуют
эмоциональному благополучию семьи и обеспечивают свободное и эффективное
развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует
работы как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом
детского сада.
В работе психолога можно выделить три направления:
• психолог – мама-воспитатель;
• психолог – семья;
• психолог – ребенок.
Психолог помогает маме-воспитателю
правильно организовать работу с детьми. Часто бывает так, что при
осуществлении образовательного процесса мама недостаточно требовательна к
своим детям или же наоборот занимает более жесткую, чем это необходимо,
позицию по отношению к ним.
• Должность социального педагога может
совмещать воспитатель семейного детского сада или на эту должность может
быть принят второй родитель.
Работа психолога только тогда принесет
результат, когда мама научится адекватно и конструктивно совмещать две
функции – мамы и воспитателя.
Работа психолога начинается с разговора с
мамой, в ходе которого определяются ее личностные особенности и
эмоциональное состояние, в котором она пребывает. Иногда помощь
требуется именно маме. Она может пребывать, например, в депрессивном
(депрессивно-маниакальном, тревожном, истеричном, инфантильном,
гиперопекающем, отвергающем) состоянии, у нее могут быть проблемы во
взаимоотношениях с отцом детей и другими членами семьи и т. п. Важно
понять, почему мама не отдает детей в обычный детский сад. Например, она
может быть симбиотически связана с ними, тогда и семейный детский сад
не даст ее детям шанс стать эмоционально здоровыми личностями. И
психолог совместно с мамой старается преодолеть эти состояния.
Затем психолог начинает работать со всей
семьей, выявляя ее проблемные зоны путем анкетирования, бесед и других
проективных методик. Трудности в семье могут возникать из-за развода
родителей, частых переездов, появления новых сиблингов (братьев и
сестер), к которым не готовы родители или другие дети и т. д. Не следует
недооценивать роль отца, которая может влиять на развитие семьи как
деструктивно, так и конструктивно, помогая маме справляться с
проблемами.
В процессе работы с детьми определяются
особенности их развития и личностные характеристики. При обнаружении
каких-либо проблем с ними проводится индивидуальная работа, в ходе
которой используются игротерапия, сказкотерапия, нейропсихологическая
коррекция, развивающие занятия.
Как правило, мамы в семейном детском саду –
энергичные и интересующиеся люди, открытые для самосовершенствования и
развития, выполняющие рекомендации психолога, благодаря чему совместная
работа по коррекции психического состояния и развития личности детей
идет довольно стремительно и результативно.
Существуют следующие формы взаимодействия психолога с семейным детским садом:
• индивидуальные занятия на территории ДОУ;
• индивидуальные занятия на дому;
• групповые занятия на территории ДОУ
(могут быть объединены дети из одного семейного детского сада или дети
из нескольких семейных детских садов);
• групповые занятия на дому (могут быть
объединены дети из одного семейного детского сада или дети из нескольких
семейных детских садов);
• дистанционная форма (педагог-психолог
дает воспитателю семейного детского сада рекомендации по ведению
коррекционных занятий в домашних условиях, в том числе по электронной
почте, при условии проведения первичной диагностики ребенка, которую
также в некоторых случаях можно провести дистанционно).
Педагог-психолог – родитель семейного детского сада
Работа психолога при совмещении с
должностью воспитателя семейного детского сада имеет свои особенности.
Если психолог ДОУ, как правило, действует в трех направлениях,
взаимодействуя и с родителем-воспитателем, и с семьей, и с ребенком, то
при совмещении должностей основная работа проводится с детьми.
При совмещении должностей работа психолога
начинается с диагностики, которая проводится по всем направлениям
развития ребенка (внимание, память, мышление, речь, навыки учебной
деятельности, личность). На основе диагностики разрабатывается план
коррекционной работы, в том числе касающийся взаимоотношений в семье.
При этом учитываются особенности развития и личностные характеристики
каждого ребенка. При возникновении каких-либо трудностей работа с
ребенком может проводиться по индивидуальному плану.
На занятиях используются методики,
способствующие развитию восприятия, мышления, памяти, внимания, речи,
творчества, самоконтроля, чтения, моторики и т. д., а также
коррекционные методики, направленные на преодоление детских страхов,
тревожности, застенчивости, гиперактивности, медлительности,
агрессивности, развитие навыков общения, самостоятельности и т. д.
|