Семья – это маленькое государство, где жизнь
протекает по своим правилам, которые передаются от поколения к
поколению. Чем крепче семья, тем крепче государство в целом. Эти
выражения не простые тезисы, которые можно встретить на каждом шагу, –
это принципы сосуществования двух институтов: государства и семьи.
В настоящее время в России разработан проект
Концепции государственной семейной политики до 2025 г., где сказано:
«Государство признает ценность семьи для жизни и развития человека,
важность ее роли в обществе, воспитании новых поколений, обеспечении
общественной стабильности и прогресса, необходимость учета интересов
семьи, а также принятия специальных мер ее социальной поддержки».
Непосредственным участником процесса
взаимодействия государства и семьи является ребенок. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена
тем, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей
жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из
институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются
основы личности ребенка. Первым и наиболее значимым воспитателем для
ребенка является мама, которая любит его нежно и безгранично за удачи и
поражения, за радости и огорчения, за победы и шалости. Мама передает
ему свои знания и умения. Занимаясь с ней, ребенок находится в состоянии
наибольшего психологического комфорта и раскрепощения, что, безусловно,
благотворно влияет на его развитие. А поддержка мамы со стороны
специалистов управления образования и ДОУ, на базе которого организуется
семейный детский сад, поможет ей грамотно построить
воспитательно-образовательного процесс в целом.
Так, например, Юго-Западное управление
образования стоит на позиции партнерских отношений с родителями, которые
решили организовать семейный детский сад. Их задача – не отпугнуть
маму, рассказав ей об отчетности в роли воспитателя семейного детского
сада, а стать ее помощником.
Первое знакомство с будущими сотрудниками
семейных детских садов происходит в управлении образования. На этих
встречах обсуждается, на что следует обратить внимание при выборе
детского сада, к которому будет прикреплен семейный детский сад; какие
документы необходимы маме и детям при организации структурного
подразделения; как происходит взаимодействие дошкольного учреждения и
семейного детского сада; какие отчетные документы необходимо
предоставить маме; как организуется процесс питания в семейном детском
саду и др.
Проблемы семейного детского сада управление
образования обсуждает не только с мамами-воспитателями, но и с
руководителями дошкольных учреждений (обсуждаются сложности, возникающие
при создании структурных подразделений; вопросы взаимодействия
дошкольного учреждения и семейного сада, создания сообщества семейных
садов в Юго-Западном округе).
В 2011–2012 учебном году на базе детского
сада № 768 района Зюзино, за которым закреплены четыре семейных детских
сада, реализуется цикл круглых столов («Алгоритм создания (открытия)
семейного детского сада», «Делимся опытом»), семинаров
(«Организационно-педагогическая деятельность семейных детских садов»,
«Взаимодействие семей с детским садом») и мастер-классов («Особенности
работы мамы-воспитателя»), на которых специалисты учреждения и
мамы-воспитатели делятся опытом организации данной формы образования и
реализации педагогического процесса; проводится апробация форм
планирования и отчетности, обсуждаются особенности работы в
разновозрастной группе. Данные мероприятия ориентированы как на те
дошкольные учреждения, которые только начинают работать с новой для них
формой образования, так и на те, на базе которых уже открыты семейные
детские сады, но у которых есть вопросы по организации данного
структурного подразделения и методическому сопровождению семей. |