Социальный педагог структурного
подразделения «Семейный детский сад» – это связующее звено между ДОУ и
семьями воспитанников. Основная задача социального педагога – учет
индивидуальных особенностей каждого ребенка, взаимоотношений между
родителями и детьми в семье, психологического климата, существующего
между педагогами ДОУ, детьми и родителями-воспитателями.
Взаимодействие социального педагога с
воспитателями семейных детских садов должно быть направлено на создание
единого воспитательного поля, единой социальной сферы для гармоничного
развития и воспитания ребенка.
Непосредственная работа социального
педагога с семьей начинается с обследования ее жилищно-коммунальных
условий, психолого-педагогической диагностики семьи, анкетирования,
бесед и консультирования на предмет выявления социальной активности и
социального статуса семьи, проблем семейного воспитания, степени
заинтересованности родителей в образовательном процессе в сотрудничестве
с ДОУ.
Для каждой семьи социальный педагог
разрабатывает карту психолого-социальной помощи, педагогическую
документацию, составляет расписание занятий, проводимых дома и в
учреждении детского сада.
Учитывая индивидуальные особенности
воспитанников, социальный педагог в соответствии с образовательной
программой подбирает и корректирует программные задачи и формы
воспитания и обучения (как для детей с нормой в развитии, так и с
отклонениями в психическом и речевом развитии).
Выделяют следующие направления работы социального педагога с семьей:
• просвещение по вопросам психологии и педагогики;
• формирование у родителей-воспитателей понимания принадлежности к образовательно-воспитательному пространству;
• психолого-педагогическая диагностика;
• коррекционная работа.
Все формы взаимодействия социального педагога с семьей можно разделить на:
• индивидуальные (анкетирования, тестирования, консультации, беседы, посещения на дому);
• групповые (консультации, тренинги, родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты).
Помимо традиционных форм работы социального
педагога с семьей хорошо себя зарекомендовали интерактивные формы и
методы работы (консультирование родителей посредством интернет-ресурсов,
сдача отчетности о проделанной работе на электронных носителях).
Социальный педагог – родитель семейного детского сада
При наличии у нескольких семейных детских
садов общего куратора возможно совмещение должности социального педагога
и воспитателя. Социальный педагог в данном случае выполняет, прежде
всего, вспомогательную функцию. Он отслеживает посещаемость ДОУ
родителями-воспитателями, собирает информацию о проблемах, возникающих у
родителей-воспитателей при взаимодействии со специалистами ДОУ, а также
с детьми в процессе работы с ними; осуществляет педагогическое
просвещение.
Основными формами работы в этом случае
являются анкетирования, опросы, беседы, составление памяток по
результатам проведения круглых столов.
Положительной психологической стороной
такого совмещения должностей является то, что в подобной ситуации
социальный педагог воспринимается воспитателями других семейных детских
садов как «свой». С ним охотно делятся наболевшими проблемами, которые
он в адекватной форме может довести до сведения куратора и администрации
ДОУ. |