В начале работы с воспитанниками семейного
детского сада учитель-логопед определяет уровень речевого развития
детей. При первичном обследовании ребенка, как правило, складывается
общее представление об уровне его речевого и познавательного развития,
сформированности навыков общей и мелкой моторики, особенностях процессов
восприятия, памяти, внимания и мышления, являющихся психологической
составляющей речевого развития. Дополнительные обследования, уточняющие
картину развития ребенка, проводятся дома в привычной и комфортной для
него обстановке.
Первичное обследование педагогом-психологом
и учителем-логопедом проходит в присутствии родителей или законных
представителей. По окончании обследования даются устные и письменные
рекомендации (по запросу родителей). Если у родителей появляется желание
получать дополнительные рекомендации специалистов (при условии, что у
ребенка есть какие-либо проблемы), с ними заключается договор
о сопровождении. Это консультирование
помогает выявлять детей с отклонениями в развитии на ранней стадии и
вести пропедевтическую и (или) коррекционную работу с ними.
После заключения договора на сопровождение
дети начинают посещать фронтально-подгрупповые занятия, направленные на
коррекцию лексики, грамматического строя речи, развитие связной речи.
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизносительной стороны речи
осуществляются учителем-логопедом на дому.
Одно из направлений в общей стратегии
воспитания ребенка – это развитие правильного звукопроизношения. В связи
с этим с родителем-воспитателем обсуждается и прописывается
индивидуальная программа логопедической коррекции.
Эту программу родитель-воспитатель
выполняет в ходе режимных моментов, в повседневных бытовых ситуациях, на
занятиях по развитию речи, в процессе чтения художественной литературы,
в конструктивных и продуктивных видах деятельности, в ходе которых
воспитатель использует специальные речевые игры, способствующие развитию
фонематического слуха, слухового сосредоточения и слухового внимания.
Изменяется характер динамических пауз: они направлены на формирование и
развитие мелкой моторики, развитие координации речи и движения,
формирование ритмических способностей детей, закрепление четкого,
чистого и правильного фонетического оформления речи и т. д.
Учитель-логопед большое внимание уделяет
уровню педагогической компетентности воспитателя семейного детского сада
и помогает ему оснастить занятия необходимыми пособиями или предлагает
некоторые пособия в электронном виде. С этой целью учитель-логопед
проводит мастер-классы, семинары-практикумы, индивидуальные консультации
по запросу родителей. Логопед знакомит родителя-воспитателя с азами
профессиональной деятельности, методами и приемами коррекционной
логопедической работы; помогает сформировать методическую базу, обучает
изготовлению того или иного дидактического пособия. Логопед проводит
мастер-классы по изготовлению зондов из нетрадиционных материалов
(вилки, трубочки, палочки для коктейля, шпажки); игрушек, способствующих
развитию целенаправленного выдоха; обучению упражнениям с применением
средств речедвигательной ритмики, простейшим приемам самомассажа и
дифференцированного логопедического массажа.
Когда уровень речевого развития ребенка
отстает от возрастных показателей и нарушение требует более серьезного
сопровождения, занятия с ребенком проводятся на базе дошкольного
учреждения с обязательным присутствием родителей. При этом родители
должны выполнять с детьми домашние задания.
Таким образом, алгоритм работы учителя-логопеда включает следующие этапы:
• организация тщательной первичной
диагностики, направленной на определение уровня развития познавательной
сферы, общей и мелкой моторики, уровня речевого развития;
• выбор направлений и путей реализации домашнего обучения;
• организация работы по выполнению заданий
учителя-логопеда в домашних условиях (тетрадь индивидуальных заданий,
организация и проведение ежедневных логопедических занятий, дозирование
нагрузки для детей с соблюдением и выполнением санитарно-гигиенических
требований);
• повышение уровня компетенции
родителей-воспитателей путем проведения мастер-классов,
семинаров-практикумов, индивидуальных консультаций, курирования процесса
самообразования;
• использование заданий-карточек
(артикуляционная, голосовая и дыхательная гимнастики), которые помогают
специалисту определить степень освоения ребенком учебного материала;
• изготовление и приобретение дидактических материалов и пособий, способствующих более эффективной коррекции речевых нарушений;
• корректировка перспективного планирования по мере достижений в разных областях речевого развития. |