ЗАНЯТИЕ 1
1. Развитие математических способностей
а) Ориентировка в пространстве
-В каком городе ты живешь?
—Назови свой адрес.
-На каком этаже ты живешь?
-Сколько этажей в вашем доме?
Решение устных задач также записывается в виде
примера. Можно предложить составить задачу по примеру, выложенному из цифр.
Готовим руку к письму
Когда мы говорим, что «ребенок умеет писать», это
значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм
букв), и он умеет правильно передавать их при письме. Но, в свою очередь, это
требует овладения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение
направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное, неотрывное
движение, позволяющее передать характер русского письма). Необходимо также
регулировать размах движения руки при письме — важно ведь сохранить одинаковый
размер букв, а если нужно, то и произвольно его изменить (прописные буквы).
Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради,
правильно их соединять. Письмо требует Координации движений руки, зрительного
контроля за этим движением. Нужно также научить детей владеть орудием письма -
правильно держать ручку и правильно ею действовать.
Еще очень важно, чтобы ваш ребенок научился правильно
сидеть, не склоняясь низко, сохранять при письме правильную позу и положение
рук, головы.
Обучение письму - задача школы. Но многие из
необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним
непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе
будет даваться ему легче. Ранее усвоенные навыки ребенок применит к новой для
него деятельности.
Развитию ручной умелости до поступления в школу
способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, изготовление различных
поделок из бумаги, ткани, проволоки. И не случайно педагоги отмечают, что дети,
много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие в дошкольные годы техникой
рисунка, выучиваются писать значительно быстрее своих сверстников.
После начальной диагностики готовности к обучению в
школе при приеме возможно выявление некоторого числа детей, нуждающихся в
специальных занятиях но подготовке к школе.
Такие занятия могут быть организованы до начала
учебного года по заявкам родителей: ни для кого не секрет, что в настоящее время
сократилось число детей, посещающих дошкольные учреждения, в которых
традиционно проводилась необходимая подготовка детей к школе. Иногда такие
занятия - просто необходимое условие для успешного вступления в школьную жизнь
-Сколько этажей над вашей квартирой?
-Какие улицы находятся рядом с домом?
-Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
-Остановки какого транспорта расположены около вашего
дома?
—Как называются остановки транспорта?
-Какие магазины, учреждения находятся поблизости от
вашего дома?
б) Игра «Путешествие по городу» (Рассматриваются
открытки с видами города и беседа по ПДД, знакомство с дорожными знаками).
в) Ориентирование по словесному описанию
-Поставь зайчика посередине стола; слева от него- мишку;
справа - уточку и т.д.
3. Развитие интеллекта и навыков общения
а) Знакомство
(Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя и
т.д.).
б) Слушай хлопки
Дети идут по кругу. Ведущий хлопает в ладоши один раз
— дети принимают позу «плакучей ивы»; два - поза «лягушки» - присесть, пятки
вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу; три - поза «аиста»
- на одной ноге, руки в стороны; четыре раза -ходьба по кругу.
в) Послушай, что за окном
Послушайте и запомните, что происходит за дверью, за
окном. Расскажите, что вы слышите.
4. Речевая готовность ребенка к школе, правильность
произношения звиков
Назвать картинки:
«С» — сук, коса, автобус, сетка, осел, гусь;
«3» - зонт, коза;
«Зь» - земляника, обезьяна;
«Ц» - цапля, кольцо, огурец;
«Ш» - шуба, шишка, душ;
«Ж» - жук, ежи;
«Ч» — чайник, бочка, ключ;
«Щ» — щека, ящик, клещ;
«Р» - рука, арфа, тигр;
«Рь» - репа, гриб, фонарь;
«Л» - лук, волк, стол.
5. Развитие интеллекта и навыков общения
а) Закрепление знакомства
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает
у всех детей: «Как зовут этого мальчика (или девочку)?». Дети хором называют ее
имя.
б) «Не пропусти растение»
(Развитие способности к переключению внимания).
Дети садятся в кружок и слушают слова, которые
произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и
затем сесть. Кто допустил ошибку - выбывает.
Например, такие слова: дорога, тигр, береза, самолет,
пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, тепловоз,
муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей,
киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква,
теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, билет,
тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.
в) «Делай, как я»
(Развитие произвольного внимания).
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах
впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх
правую руку, по второму сигналу - второй ребенок и т.д. Когда правую руку
поднимут все дети, на сигнал — начинают поднимать левую руку. Затем по сигналу
- опускают сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется с
ускорением. Те, кто допустили ошибки, выбывают.
6. Речевая готовность ребенка к школе
а) Умение различать звуки речи на слух
№ I. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен
звук «ж»: жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок,
бумага, лыжи и т.п.
№ 2.-Звук «з»: звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза,
незабудка, луна, зонтик, тетрадь. |