ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. СУБТЕСТЫ 1-3
Субтест 1. «Лесенка»
Цель: изучение самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю
ступеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступеньку — самых
плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку
ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа?
Воспитатель(и)?»
Критерии оценки
• Считается нормой для типичного дошкольника ставить
себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).
• Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя
чуть выше середины (5—6 ступень).
• Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это
может свидетельствовать о сниженной самооценке.
В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной
ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе
«Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить
на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на
раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.
2. Мелкая моторика рук
Субтест 2. «Вырежи круг»
Цель: выявление уровня развития тонкой моторики
пальцев рук.
Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг
между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг
получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет
работать.
Критерии оценки
• Ребенок вырезал круг, линия контура которого
достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
• Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу
не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл.
• Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок
вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает.
3. Интеллектуальная готовность
Субтест 3. «Домик» (внимание)
Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на
образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного
внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой
моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш.
Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым
кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой
рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так
нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо
проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного
или рядом
нарисовать правильно.
Тебе понятно
задание? Тогда приступай к работе».
Критерии оценки
• Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
• Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1
балл.
• Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов.
Ошибками считаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в
два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
в) неправильно изображенный элемент рисунка;
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от
заданного направления;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны
быть соединены, или «залезание» линий одна за другую.
В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе
«Примечания» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит карандаш,
как сидит во время рисования и т.п.
Чтобы увидеть фотографии в полном размере, нажмите на них.