Каннер говорил, что умственное развитие при аутизме
существенно не страдает. Сегодня считается, что до 80 % аутичных детей
обнаруживают признаки умственной отсталости. Она может быть выражена в
разной степени и требовать разной помощи в зависимости от ее соотношения
с аутизмом.
С одной стороны, даже самые хорошие задатки
умственного развития требуют общения для их реализации. У детей, по
разным причинам лишенных общения в первые годы жизни, умственное
развитие настолько затруднено, что потом они оказываются отсталыми. Рене
Шпиц, изучавший детское развитие в 1930-1940-х годах, обнаружил, что в
младенческих приютах у детей, получавших необходимый физический уход, но
не имевших общения (их не брали на руки, не разговаривали с ними, не
организовывали им нахождение со сверстниками и игры с ними –
накормленные и ухоженные они все время были одни), умственное развитие
серьезно страдало.
Аутизм с его невключенностью в окружающий мир и
общение создает примерно ту же ситуацию, что у «диких» и приютских детей
– ребенок оказывается в изоляции. До него доходит недостаточный объем
информации, чтобы обеспечивать его умственное развитие, а помощь
взрослых в отношениях с миром и переработка информации ограниченны. Это
можно представить как катящийся с горки снежок аутизма, обрастающий
слоями задержки развития, которая проявит себя и в жизни, и при
тестировании интеллекта.
С другой стороны, умственная отсталость связана с
трудностями восприятия, усвоения и использования поступающей информации –
есть какой-то предел, выше которого ребенок не может прыгнуть. И день
за днем, месяц за месяцем снежок умственной отсталости обрастает слоями
вторичной задержки развития.
При этом в поведении аутичных детей и детей с
отставанием могут наблюдаться очень похожие симптомы, например
повторяющиеся, стереотипные движения, возбуждение, нервная реакция на
незнакомое или непривычное, ходьба на цыпочках и т. д.
Отличить аутизм от умственной отсталости далеко не
всегда легко. Для этого и профессионалам могут требоваться многие часы
наблюдения и обследования. Главное, на что приходится опираться, – это
особенности общения. Однако и особенности умственного развития важны –
не только его уровень, но и неравномерность, когда одни умственные
способности опережают обычный возрастной уровень, а другие намного
отстают от него. Хорошая, а то и совершенно блестящая механическая
память позволяет удерживать и воспроизводить огромные объемы информации,
создавая впечатление одаренности, так что для родителей неспособность
ребенка к обучению может оказаться сюрпризом.
У части аутичных детей отмечается не просто
неравномерность развития, а изолированный дар к чему-то на фоне
западания других способностей. Раньше психиатры называли таких людей
гениальными идиотами (idiot savant), подчеркивая контраст этой «точечной
одаренности» с общим отставанием. Так, 26-летний аутичный житель
большого американского города с детства был поглощен картой города и
маршрутами проезда, зная все буквально до последнего уголка. Он работал,
отвечая на телефонные звонки водителей общественного транспорта и
такси, когда они испытывали затруднения из-за пробок, дорожных работ,
просто незнания, и мгновенно выдавал им наилучшие маршруты. Но поднять
утром, умыть-побрить, накормить, одеть его должна была мать – сам он
этого не умел. Знаменитый Стивен Вилтшайр (диагноз «аутизм» ему
поставили в три года, а первое слово он произнес в пять лет) с его
фотографической памятью, пролетев над городом на вертолете, может точно
нарисовать панораму города шариковой ручкой
. Это могут быть особые способности счетчика, мгновенно перемножающего в
уме 6-7-значные числа или с лету отвечающего на вопрос, каким днем
недели будет 18 марта 2089 года, но при этом человек затрудняется в
ситуации применения самых простых бытовых действий. На первый взгляд все эти вещи могут иметь научный интерес, но зачем они
вам? Я бы сказал, для более реалистического понимания состояния
умственного развития вашего ребенка, который никогда не является
винтиком среди других таких же винтиков. Бывает полезно не только
сверить развитие ребенка с имеющимися нормами и знаниями, но и взглянуть
на него свежим, незамыленным взглядом. Те «мелочи», которые можете
увидеть вы, не всегда видны специалисту, и родители часто открывали мне
глаза на то, что оказывалось важным подспорьем в помощи. |