Мы уже говорили о неловкости и неуклюжести аутичных
детей. Стоит им начать что-то делать, как они выглядят маленькими
медвежатами. Мелкая моторика рук, так необходимая для рисования и
самообслуживания, очень несовершенна. Походка неловкая. «Ходит на
цыпочках… Его будто ветром носит… Идет, как по канату над пропастью», –
говорят родители. Даже в 10–12 лет ребенок затрудняется в определении
«право – лево». Усилия не соотносятся с целью действий, а неловкость
усугубляет это. В какие-то моменты ребенок может вдруг проявить кошачью
ловкость и стремительность, но через миг это снова тот же беспомощный
увалень. Такие проблески совершенно неожиданны для взрослых, не
успевающих уберечь свои очки, ручки и т. д.
Если уровень развития позволяет учиться в школе, то
трудности освоения пространственных навыков вместе с неловкостью мешают
письму, расположению заданий на странице, соблюдению полей. Буквы
корявы и прыгают, письмо нередко зеркально. Учительница одного из детей
сказала: «Я теперь стараюсь поменьше смотреть на то, как он пишет, а побольше на то, что он
пишет, и предлагаю ему отвечать устно – тогда он чуть ли не гений. Но
читать его тетради невозможно» (жаль, что такие учителя – исключение из
правила).
Жестикуляция так же неуклюжа, как движения в целом.
Она не объединена в тот гармоничный ансамбль, выразительность которого в
норме по крайней мере не уступает выразительности речи, а то и
превосходит ее. С большим опозданием и трудом осваивает ребенок жесты
приветствия и прощания, согласия и несогласия. Уже зная, что помахать
рукой – значит попрощаться, он может долго размахивать обеими руками,
стоя к человеку спиной.
Мимика не передает переживаний и состояния
достаточно полно. Как бы ни различались между собой аутичные дети, они
все немного на одно лицо из-за того, что их мимика обладает странным и
не всегда легко уловимым сходством.
В литературе утвердилось выражение Каннера лицо принца. «Зачарованный
принц», – говорят матери. Обычно это миловидные дети с тонкими, как
будто прорисованными острым карандашом чертами лица и задумчиво-сонным,
отрешенным и чуть недоуменным выражением. Трудно сразу сказать, что не
так, но, приглядевшись, заметим, что губы не тронет улыбка или печаль,
брови не взметнутся в удивлении, глаза не распахнутся и не заблестят
навстречу чему-то интересному и радующему. Часами можно смотреть на
ребенка, улавливая лишь выражение напряженности в присутствии людей и
покойного удовлетворения при их уходе. И только особо сильные и значимые
для ребенка внешние воздействия или переживания придают лицу более или
менее определенное выражение. Но нередко даже сильные эмоции могут
проявляться бурным возбуждением при все том же сонно-задумчивом лице.
Страдает и выразительность речи. Речь от себя слабо
интонирована и монотонна, тогда как эхолалическая в точности
воспроизводит слова вместе с тонкими оттенками интонации. У многих детей
голос мало модулирован, высок и скрипуч. Нередко слова как бы
скандируются – отдельные звуки и слоги выговариваются очень четко, паузы
между словами подчеркнуты, и речь в целом может быть похожа на
продукцию синтезатора. Смысловые ударения отсутствуют, случайны или
необычны. Часто по интонации невозможно понять, о чем ребенок говорит, в
каком эмоциональном состоянии находится. Порой речь похожа на звучание
заевшей пластинки, бесконечно повторяющей одну и ту же фразу.
Мы обсуждали речевое и умственное развитие,
двигательные и выразительные способности по отдельности. Однако в
действительности они не изолированы, а так или иначе объединены в
поведении. Ему недостает целостности и образности, гибкости и
интуитивности, естественности и непринужденности. «Я» остается скрытым
за завесой этой расплывчатой неопределенности, вызывающей желание
расколдовать ребенка, освободить его от чар.
|