Аутизм не новое расстройство, а новый диагноз.
Такие дети были всегда, но ученые начали проявлять внимание к ним
сравнительно недавно. Некоторые психиатры описывали детей с поражениями
головного мозга, чье состояние очень напоминает то, что сегодня называют
аутизмом. В 1919 году американский психолог Л. Уитмер описал историю
мальчика Дона, который в 2 года и 7 месяцев был практически лишен
способности к общению, но в результате длительного специального обучения
смог преодолеть значительную часть имевшихся затруднений. У нас в
стране в 20-30-е годы Т.П. Симсон, Г. Е. Сухарева и другие описывали
очень похожие на аутизм нарушения как проявления детской шизофрении и
связанных с ней состояний.
Но первым, кто стал рассматривать аутизм как
особое нарушение, дал ему имя и положил начало его специальному
изучению, был американский психиатр Лео Каннер. Историю аутизма в
сегодняшнем его понимании принято отсчитывать от его статьи,
опубликованной в 1943 году. Из множества наблюдавшихся им детей он
выделил двенадцать со своеобразным расстройством, определяющей чертой
которого была недостаточность эмоционального контакта и общения начиная с
самого раннего возраста.
В 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер
независимо от Каннера опубликовал статью о детях с недостаточностью
эмоционального контакта, похожей на описанную Каннером, но не столь
сильно выраженной. Он рассматривал это как своеобразное развитие
характера: «При попытках найти и описать с помощью понятий то основное
нарушение, которое, как нам представляется, является основным
организующим началом личности у детей с данным отклонением, мы выбрали
обозначение „аутистическая психопатия". Название происходит от понятия
аутизма – психического нарушения, крайне сильно выраженного у больных
шизофренией». В одной из последующих работ Аспергер ссылался на статью
Г. Е. Сухаревой о шизоидной психопатии в связи с описанным им
состоянием. Сегодня слово психопатия в ходу разве что в бытовом
языке, а в классификациях психических расстройств психопатии заменены
термином «расстройства личности» – и аутистическая психопатия в них не
входит.
Каннер и Аспергер относили описанные ими состояния к
расстройствам шизофренического круга. Слово «шизофрения» и все с ним
связанное выглядит пугающим, воспринимается как приговор, вызывает
отвержение. Но что стоит за этими словами? Эрнст Кречмер, опираясь на
изучение душевных болезней, сформулировал представление о шизоидной
конституции, которая может проявляться на уровне: 1) шизотимии –
варианта нормы без нарушений приспособления к жизни; 2) шизоидии –
психопатии, делающей человека трудным для себя и окружающих; 3)
шизофрении – психоза. Границы между ними могут быть весьма размыты, так
что мне приходилось за годы практики встречать успешно работающих на
высоких должностях людей с несомненными шизоидией и шизофренией. Больше
того, именно такие люди совершают большинство действительно новых
открытий, и многие исследователи писали о связи творчества с
расстройствами шизофренического круга. Сегодня – особенно среди
родителей аутичных детей – мнение о связи аутизма с шизофренией, мягко
говоря, не очень популярно. Часто слышу звучащее со смесью страха и
надежды: «Скажите, доктор, это не шизофрения?» Это отдельный большой
разговор, и я только хочу подчеркнуть, что Каннер и Аспергер говорили на
том языке, на котором говорила психиатрия того времени – их слова не
окончательный вердикт и тем более не приговор к шизофрении.
В 1949 году мой учитель профессор С. С. Мнухин,
один из основоположников детской психиатрии у нас в стране, бывший в
блокадном Ленинграде консультантом военных госпиталей, описал
психические нарушения у детей, перенесших голод с дистрофией. В ней он
упоминал о расстройствах, сходных с теми, о которых говорил Каннер.
Думаю, не нужно говорить, что он в то время просто не имел возможности
следить за зарубежной психиатрической литературой и выловить в ее потоке
статью Каннера. В последующие годы, изучая нарушения при различных
поражениях мозга, он рассматривал нарушения развития и поведения, очень
близкие к описанным Каннером и Аспергером. Когда зарубежная литература
стала мало-мальски доступна и сведения о набиравшем на Западе силу
изучении детского аутизма проникли через железный занавес, он и его
сотрудники в 1967 году подытожили свой опыт в первой у нас в стране
статье о детском аутизме. Как можно видеть, уже с самого начала определились
три линии понимания детского аутизма: тяжелое расстройство контакта,
расстройство характера и нарушение, связанное с мозговыми причинами.
Границы между ними часто расплывчаты, и далеко не всегда удается
сказать, где кончается одно и начинается другое. Так, один из описанных
Аспергером в его первой статье случаев скорее относится к органическим
нарушениям, которые изучал С. С. Мнухин.
Детский аутизм быстро привлек внимание врачей и
исследователей. С этим вниманием было связано много надежд, и трудно
назвать средства, которые не пытались бы использовать для его лечения –
от витаминов до психотропных средств. Но в 1973 году Каннер заметил, что
«прошедшие 30 лет не принесли существенного прогресса в понимании
проблемы». Однако в это же время помогать аутистам начали психологи и
социальные работники, стали складываться первые объединения родителей
для оказания поддержки таким детям и т. д. Другими словами,
закладывались основы той разветвленной и многообразной помощи, которая
есть сегодня.
Долгое время аутизм не входил в классификации
психических расстройств. Для его обозначения использовались разные
диагнозы: детская шизофрения, шизоидная психопатия, органический аутизм и
др. В 1980 году он был впервые введен в классификацию как одно из
нарушений в группе так называемых первазивных (общих) расстройств
развития. Диагноз «детский аутизм» мог ставиться детям до 12-летнего
возраста, а потом менялся на один из принятых для взрослых диагнозов.
Считалось, что это сугубо детское расстройство, которое лишь со
вступлением в период полового созревания приобретает определенные черты.
Позже это ограничение было снято, определение «детский» отпало, и
теперь диагноз «аутизм» может сопровождать человека на протяжении всей
жизни. В последней классификации он выделен в отдельную диагностическую
рубрику «Расстройства аутистического спектра». |