С самого начала жизни ребенок не способен
устанавливать отношения с другими. Он живет как в раковине и не
воспринимает внешние раздражители, пока они не становятся сверхсильными
или болезненными. В младенческом возрасте очень показателен страх
бытовых шумов, например звука пылесоса или кофемолки. Ребенок не тянется
на руки и не принимает позу готовности – матери нередко говорят, что
ребенок похож на мешочек с песком или крупой и кажется более тяжелым,
чем на самом деле. С момента введения прикорма возникают трудности с
кормлением из-за избирательной любви к одним видам пищи и непринятия
других.
Речь может развиваться с задержкой, в обычные
сроки или даже с опережением, но почти или совсем не используется для
установления контактов и общения. Благодаря блестящей механической
памяти речь часто выглядит заученным магнитофонным, попугайным
воспроизведением того, что ребенок слышал от окружающих, по радио или в
телепередачах. Переносный смысл слов остается недоступным. Нарушено
использование личных местоимений. Самостоятельное поведение выглядит как
однообразный и бедный набор внешне бесцельных и странных действий.
Обычные детские игры отсутствуют, что особенно заметно начиная с трех
лет, когда дети должны начать играть в сюжетные игры. Роль игры
выполняют монотонные механические манипуляции с неигровыми предметами
(ключи, кухонная утварь, веревочки, палочки) или стереотипные кружения,
прыганье, бег.
Обычно это дети с неплохим физическим здоровьем и
красивым смышленым лицом, из-за которого они производят не
соответствующее действительности впечатление интеллектуальности. Они не
переносят взгляда в глаза и напряжены в присутствии людей, особенно при
попытках вовлечь их в общение. Часто они как бы не видят и не слышат
людей. Поражает контраст, который заключается в сочетании отгороженности
от мира и высочайшей восприимчивости к физическому окружению со
стремлением поддерживать его постоянство и протестом при любом изменении
(феномен тождества, по выражению Каннера).
Все эти признаки могут встречаться с разной
отчетливостью и в разных сочетаниях. Не раз и не два делались попытки
уточнить этот список симптомов. По крайней мере четыре из них можно
считать обязательными: неспособность к общению с раннего возраста,
нарушенное использование личных местоимений, непереносимость взгляда в
лицо и феномен тождества. Также во все диагностические руководства
входит триада аутизма (нарушения социальной коммуникации, социального
взаимодействия и социального воображения), сформулированная Лорной Винт.
Многие исследователи придают важное значение для диагностики отсутствию
или наличию у взрослого чувства эмоционального контакта, резонанса при
взаимодействии с ребенком. |