Мы с проблемой аутизма ровесники, познакомились
больше сорока лет назад и связаны до сих пор, хотя встречаемся уже реже.
Во времена первой встречи у нас в стране проблема аутизма была еще
диковинкой – она не изучалась, литературы о ней не было, аутичные дети
были рассеяны по другим диагностическим рубрикам и никто не занимался
специально помощью им. В наших отношениях мне повезло быть и врачом, и
исследователем, и воспитателем в одном из американских центров по
лечению аутизма. За это время проблема аутизма повзрослела и стала одной
из ведущих в мире, а я постарел. Пришло время прощания, которым и
является эта книга. В то же время она – возвращение долга и выражение
благодарности моим главным учителям – аутичным детям и их семьям,
учившим меня чувствовать и понимать их переживания и потребности, таким
образом помогая и тем, кто обращался за помощью после них.
Аутята – так сегодня ласково называют аутичных
детей. Мне это слово нравится еще и потому, что оно хорошо описывает
содержание книги и ее сфокусированность на младшем возрасте, когда
родители переживают встречу с необычностью их детей, а дети наиболее
податливы для помощи.
Далеко не всё в нашей власти. Мы не можем отменить
аутизм, он – факт нашей жизни и жизни ребенка. Но мы можем по-разному
относиться к этому факту, изменять свое отношение и изменяться сами, и
это оказывается именно тем ключом, который открывает ранее не
поддававшуюся дверь. Это не волшебное «Сезам, отворись!», которое можно
узнать, выведать. Это ключ, который каждый родитель кует сам.
Проще всего, но и неправильнее всего было бы
построить книгу как справочник: «Вот симптомы, вот средства от них –
иди, делай, и все будет хорошо». Аутизм не сводится только к симптомам,
он больше, чем просто их сумма. В нем все связано со всем, так что
потяни за одну ниточку – и меняется вся система. И аутичный ребенок не
носитель симптомов, а, как и родители, проживающий и переживающий свою
жизнь человек, неповторимая личность.
Поэтому книга построена как разговор, в котором
можно ходить кругами, возвращаться к одному и тому же, рассматривая вещи
с разных сторон, чтобы видеть их объемно. И речь в ней не только о
происходящем с ребенком, но и о родителях с их сомнениями и
переживаниями, выборами и внутренними ресурсами, благодаря которым они
могут быть по-настоящему творческими и эффективными помощниками детей в
развитии и подготовке к самостоятельной жизни.
Если вам удастся найти в книге собеседника,
разговор с которым – согласны вы с ним или нет – помог вам что-то
прояснить, на что-то взглянуть иначе, в чем-то укрепиться, найти
поддержку, значит книга свою задачу выполнила. Мне остается пожелать
этого вам и себе. |