Начинается второй год жизни, когда развитие обычных
детей очень показательно – сам пошел, пытается говорить фразами,
усложняются игры… То, что раньше казалось мелочью или оставалось
незамеченным, теперь начинает обращать на себя внимание и тревожить все
больше, хотя совсем не всегда легко рассказать, что же именно в ребенке
не так и не то. Возникают первые мысли об обращении к врачу, но страх
удерживает и душа еще не хочет мириться с подозрениями о неблагополучии.
Однако время идет, и к 2–3 годам уже ясно, что без помощи не обойтись.
Семья вступила в самый сложный и решающий период. Психика и личность
только формируются. Они необычайно гибки и чувствительны, так что и
сравнительно небольшие усилия могут приносить поразительные результаты.
После 7–8 лет ситуация меняется – способность мозга и психики к
компенсации и изменению становится меньше. Значит сейчас самое время
действовать.
Обучение и научение
Сможет ли ребенок пойти в школу? Как его обучать?
Вот еще один пласт волнующих вопросов. Они совершенно закономерны,
потому что в современной жизни образование расценивается как один из
важнейших элементов подготовки к ней. Усилия родителей направляются
прежде всего на те стороны развития, которые кажутся необходимыми для
подготовки к школе. В слове обучать видится прежде всего его школьный смысл – обучать письму, чтению, счету и т. д.
Такому академическому крену способствует и
неравномерность умственного развития. Даже при отставании развития
механическая память, склонность рассуждать и анализировать становятся
знаками, обнадеживающими родителей и подсказывающими им, что обучение в
этом направления будет идти легче. Но диктуемое этим обучение часто
создает не столько успех, сколько его видимость.
Обучить и научить – не одно и то же. Обучить –
предоставить информацию, объяснить. Научить – выработать навык
практического действия. Огромному количеству вещей в жизни мы именно
научаемся, а не обучаемся. Научение предполагает совершенствование
собственного опыта достижений и неудач. Так мы учились качаться на
качелях, ездить на велосипеде…
Крен в сторону обучения создает для аутичного
ребенка двойственную ситуацию. Во-первых, отдельные способности (память,
счет и др.) еще не интеллект в полном смысле этого слова, и
академические нагрузки могут оказаться просто не по зубам. Во-вторых,
даже достаточно широкие академические знания могут сочетаться с
затрудняющими обучение двигательными и пространственными нарушениями,
проявляющимися в неумении держать карандаш, писать, располагать
написанное на листе и т. д. В-третьих, при всем его уме ребенку трудно
вписаться в школьные режим и отношения.
И даже если мы достигнем самых больших успехов в
академическом обучении, ребенок рискует остаться мало или
неприспособленным к жизни в самом простом бытовом смысле. Самому одеться
и раздеться, поддерживать порядок в своем уголке, помочь накрыть на
стол, участвовать в покупках вместе со взрослым, убираться в доме – все
это такие простые вещи. Но как раз эта простота для аутичного ребенка и
сложна. Научение жизненным навыкам первой необходимости – это не только
подготовка к самостоятельной жизни, но и важная школа двигательной
координации, практической сообразительности, самостоятельных действий и
отношений. И это игра, в которую очень легко ввести элементы обучения,
не усаживая ребенка за парту, а подстраиваясь к его особенностям, давая
ему свободу реализовать свой потенциал наилучшим для него способом. В
сегодняшнем мире информации и технического прогресса мы забываем, что
умный, как сказал Ганс Фаллада, не тот, кто знает, как делаются
макароны, почему летают самолеты и другие подобные вещи, а тот, кто
умеет жить с людьми. Вот этому-то умению жить с людьми как раз и
приходится уделять самое большое внимание. Строго говоря, это не
специфика воспитания только аутичного ребенка. Ведь и обычные дети,
прежде чем научиться читать и считать, осваивают множество навыков
практической жизни. Обучение аутичного ребенка гораздо легче и
эффективнее, когда оно растворено в обычной жизни и сочетается с
научением. Мало просто сказать: «Это правая рука, а это левая» – может
оказаться необходимым много раз поднять при этом руку ребенка своей
рукой, дотронуться до нее и т. д. Это же так просто – держать в руках карандаш или
вилку и действовать ими! Просто, если мы уже умеем это. Учиться сложнее.
Вот как говорит об этом Милтон Эриксон – один из крупнейших
психотерапевтов: «Я учился вставать дважды: первый раз ребенком, а
второй – когда мне было 18 лет. В 17 меня полностью парализовало. У меня
была совсем крошечная сестренка. Я наблюдал, как она ползала и как
встала на ножки… Первым делом надо ухватиться за что-то и, подтянувшись,
выпрямиться. Затем рано или поздно… вы обнаруживаете, что можете
частично перенести вес на ногу. Затем выясняется, что колено
подогнулось, и вы шлепаетесь. Тогда вы снова подтягиваетесь и пытаетесь
встать на другую ногу, но и это колено подгибается. Еще немало времени
пройдет, прежде чем вы научитесь распределять вес на обе ноги и
выпрямлять колени. Предстоит научиться расставлять ноги и не скрещивать
их, потому что на скрещенных ногах не встанешь. Надо научиться
расставлять ноги как можно шире. Но когда вы выпрямите колени, ваше тело
вас опять подведет – вы прогнетесь в тазу. Потребуются изрядное время и
усилия, чтобы научиться выпрямлять колени, расставлять ноги, держать
прямо таз и все это – ухватившись за край манежа. У нас четыре точки
опоры – две ноги и две руки. А что произойдет, если вы поднимете левую
руку? Вы шлепнетесь на мягкое место. Это большой труд – научиться
поднимать эту руку; и еще больший труд – вытягивать руку вперед, потому
что тело следует за рукой. Потом вы двигаете рукой так и эдак. Нужно
научиться удерживать равновесие при любом движении руки. Потом вы
учитесь управлять другой рукой, а затем надо научиться координировать
движения рук с движениями головы, плеч и всего тела. И, наконец, вы
стоите, и обе руки свободны. Теперь скажите, как вы встаете на одну
ногу? Это сложнейшая задача, потому что, когда вы пытаетесь сделать это в
первый раз, вы забываете держать колени и таз прямо – и шлепаетесь.
Через какое-то время вам удается перенести весь ваш вес на одну ногу – и
вы выставляете другую вперед центр тяжести в результате перемещается – и
вы падаете. Вы долго еще учитесь выставлять одну ногу вперед. Наконец,
вы делаете первый шаг, и это выходит у вас весьма недурно. Тогда вы
делаете второй шаг, но уже не так удачно, затем третий и опускаетесь на
пол. Придется еще немало потрудиться, чтобы научиться топать правой,
левой, правой, левой».
Каждое простое действие требует такого научения, в
котором механическое запоминание двигательных шаблонов играет большую
роль. Аутичный ребенок, у которого целостное восприятие страдает,
вестибулярный аппарат часто несовершенен и двигательная координация не
слишком хороша, запоминает целостные комплексы движений труднее и
нуждается в детальном разучивании – как учат гаммы. Можно, как мы уже
говорили, просто совершать нужные движения его руками и делать это до
тех пор, пока вы не почувствуете, что пальцы (или руки, ноги)
подключаются к вашим движениям и начинают опережать их, действовать без
вашей помощи.
Но механическая память может становиться и помехой,
создавая лишь видимость усвоения, овладения навыком. Обычно это
происходит с теми видами действий, где важны не только они сами, но и
некоторые правила действования, понимание, интуиция. Если, например, мы
пытаемся научить ребенка строить несложные фигуры из кубиков или
собирать пирамидку и показываем, как это сделать, он может очень быстро
начать воспроизводить показанное. Но замените размер кубиков или форму
пирамидки, поменяйте их окраску – и, возможно, вас будет ждать
разочарование. Он не ухватил принцип, правило. Чтобы научить им,
требуется бездна терпения для подстройки к ребенку, стимуляции его
собственной активности. Отдельным навыкам можно и нужно учить. Но жизнь
требует колоссального количества таких навыков, и научить им, разучивая
каждый по отдельности, едва ли возможно: в мозаике самостоятельного
поведения будет все время не хватать то одного, то другого. Однако
гибкое сочетание обучения и научения, взаимодействия и воздействия,
урока и игры позволяет создавать такую атмосферу, в которой ребенок
может сам связывать знания и навыки, постигать правила, помогающие
осваивать новые навыки.
Никто не знает историю развития ребенка так хорошо,
как родители. Это знание может помочь уделять внимание развитию тех
навыков, которые у этого ребенка ложатся в основу формирования
цепочки новых, и поддерживать данное формирование. Когда удается достичь
сдвигов в общении, такие действия, как приветствие, прощание, выражение
чувства, осваиваются много легче – ребенок подхватывает мелодию
обучения, заданную взрослыми. В начале школы у многих детей возникают
трудности с расположением заданий в тетради, соблюдением полей. Каждый
из этих моментов может стать предметом специального обучения и научения,
которое потребует усилий и времени. В то же время помощь в освоении
пространственной ориентации (право – лево, знание окрестностей, оценка
расстояния до предмета, бросание мячика в цель) способна сделать
специальное обучение работе в тетради более легким. |