Обучение всегда обращено к новому, что трудно из-за
свойственных аутизму сопротивления новому и настаивании на привычном.
Есть две возможности преодолевать это. Одна – очень постепенный ход
обучения, продвижение маленькими прощупывающими шагами с замедлением
темпа при первых признаках сопротивления. Другая – помощь во взятии
барьера одним прыжком, чтобы избежать сопротивления и дать возможность
убедиться в том, что новое не только не страшно, но и приятно или
интересно. Ни одна из этих возможностей не лучше и не хуже другой –
лучше гибко использовать обе, сообразуясь с состоянием ребенка и
особенностями момента.
«Он упрям, как осел, – говорят родители, – его с
места не сдвинуть». Нет сомнения, что и среди аутичных детей много
упрямых, но все же не больше, чем среди детей вообще. То, что кажется
упрямством, часто просто следствие ограниченных возможностей и
непонимания. По мере продвижения в развитии это уменьшается. Для
ребенка, не понимающего происходящее вокруг и с ним в достаточной мере,
упрямство может оказаться одним из немногих способов избежать
столкновения с тем, что вызывает напряжение и тревогу.
Повторяющиеся неудачи (а они особенно часты в
обучении, напоминающем школьное, с негативными реакциями и принуждением
со стороны взрослых) приводят к тому, что ребенок избегает всего
напоминающего обучение.
Повышенная истощаемость проявляется при перегрузке
общением, длительной произвольной концентрации внимания и выражается в
крике, плаче, топанье ногами, самонаказании, отказе от занятий и т. п.
Это должно не приводить к отказу от обучения, но подсказать переход к
более щадящим занятиям, поиску утомляющих ребенка моментов и избеганию
их. Сопротивление уменьшается, когда взрослые увеличивают дозы
поддерживающего внимания и поощрения. В конце концов, всегда есть за что
похвалить ребенка – если не за конечный результат, то за старание или
удачно сделанный фрагмент. Даже если мы нарисуем квадрат его рукой и
похвалим, это может адресовываться его участию в общем деле. Иное дело,
когда без отчетливых причин ребенок отказывается делать то, что
определенно умеет. Здесь уместнее побуждение, стимуляция, неявная
поддержка, помогающие выполнить задание самому и получить поощрение. Как у любого человека, у аутичного ребенка бывают
периоды подъема и спада, хорошего и плохого настроения, готовности быть с
людьми и потребности в уединении. Иногда родители могут предвидеть
изменения – у метеолабильных, реагирующих на изменения погоды, у детей с
подчеркнутыми суточными ритмами эмоциональности и работоспособности, с
потребностью в определенном количестве сна или не переносящих ощущения
голода. Когда это так, колебания можно предупредить или смягчить. Но в
общем ребенок имеет право похандрить без того, чтобы мы непременно
добивались от него радующего нас поведения.
У обычных детей в 2–3 года начинается кризис
трехлетних, проявляющийся в упрямстве (ребенок настаивает на том, что он
сказал, потому лишь, что он сказал это) и негативизме (ребенок отвергает сказанное взрослым только потому, что это сказал другой).
Этим кризисом заявляет о себе появление «я», испытывающего себя,
экспериментирующего с зависимостью/ независимостью, устанавливающего
границы допустимого.
Попытки взрослых подавить такие реакции приводят к
бунту, чреватому неуправляемостью ребенка, от которой он и сам страдает.
У аутичных детей этот кризис происходит в возрасте появления и
становления «я» – его можно наблюдать в 4–5 лет и старше.
Можно понять желание обучить как можно большему и
как можно скорее. Но ни один ребенок не проходит с полной отдачей
последующий этап развития, если предыдущий пройден не полностью, остался
незавершенным. Это вносит искажения, новые элементы неравномерности и
без того в неравномерное развитие. Начало обучения с занятий более
высокого уровня, чем реально доступный ребенку, чаще затрудняет, чем
облегчает работу с ним. «Торопись не спеша», – говорили древние.
В диалоге с ребенком всегда участвуют двое – он и
взрослый. Все трудности диалога не могут быть объяснены одним только
состоянием ребенка. Наше поведение с ним бывает более и менее удачным.
Оно является инструментом помощи ребенку. Забота о нем без самобичевания
за допущенные ошибки, желание и умение учиться на своих ошибках
расширяют возможности.
|