Говоря об аутичных детях, чаще всего подчеркивают
впечатление непонятности – «странный», «не такой, как все»,
«чудаковатый», «нелепый». Человеку, глядящему со стороны, поведение и
переживания кажутся хаотическим набором нарушений, каждое из которых
само по себе невыгодно отличает ребенка от сверстников. На карте аутизма
пока больше белых пятен, чем уже открытых земель. И все же сегодня
можно выделить некоторые основные нарушения, от которых берут начало
многие кажущиеся изолированными симптомы.
Живя в том же, что и все другие люди, мире,
аутичный ребенок видит его иным. Его восприятию недостает образности,
целостности. Мир предстает как случайный набор отдельных, непонятных в
их взаимодействии элементов. Смысл и значение вещей, обычно постигаемые
по их месту в общей картине мира, остаются закрытыми. «Он как с луны
свалился», – говорят родители. То, что из пугающего хаоса удается как-то
узнать, заменяет собой полный и целостный образ реальности. Это прежде
всего простые и наименее изменчивые вещи, которые в реальной жизни могут
иметь крайне малое значение. Самый впечатляющий пример –
непереносимость нового, стремление поддерживать неизменность окружения и
связанные с этим страх и протест. Аутичный ребенок как бы складывает
образ мира из элементов, не имея этого образа. Это напоминает
строительство дома без проекта – просто наугад кирпич к кирпичу. В самом
по себе аналитическом подходе к миру нет ничего болезненного, но не
подкрепляемый подходом синтетическим, целостным – он похож на блуждание
во тьме. Обычное развитие сочетает их, так что воспринимаются сразу и
тембр голоса, и интонация, и тон, и поза, и жесты, и содержание слов –
ребенок понимает, что мама сердита, или устала, или радостна. Восприятие
целостного образа позволяет пренебречь случайными или малозначительными
деталями, чего аутичному ребенку как раз и не хватает – он видит
множество деревьев, не видя леса.
Эта односторонняя утрированная аналитичность –
характеристика не только восприятия. На ней же строится и мышление. Даже
при очень хорошем умственном развитии ребенок умствует больше, чем
делает. Он может быть ходячей энциклопедией и не ориентироваться в
простейших житейских вещах и ситуациях, где требуются интуиция,
способность поступить верно, не размышляя о том, что верно и что нет.
Его знаниям недостает понятий, которые нужны в повседневной жизни.
Та же неравномерность прослеживается и в других
психических функциях. Механически запоминаемые тексты или маршруты и
неспособность рассказать о прочитанном или самостоятельно
ориентироваться. Неутомимость ритуалов и быстро наступающая усталость от
общения. Недостает гармоничности, слаженности поведения: сложные навыки
могут формироваться раньше простых или сочетаться с сохраняющимися
незрелыми формами поведения. «Я чувствую себя рядом с ней так, как если
бы вместо концерта все два часа оркестр настраивал инструменты:
разлаженность, скрежет – я ничего не понимаю», – говорит мать аутичной
девочки.
Чем тяжелее аутизм, тем больше препятствий для
отношений с окружающим миром. Ребенок не отказывается от общения – он не
умеет этого делать. Способность вступать в общение страдает из-за
дефицита восприятия и особенностей переработки информации. |