«Он передвигается по квартире, как тайфун, там, где
он прошел, все разбросано или сломано», – рассказывает мать. «Кажется,
что все ломается от одного его взгляда», – говорит другая.
Действительно, за многими детьми не уследить – за ними стелется след
разрушений: разбитая посуда, разорванные книги, потоп в ванной,
перевернутая ваза…
В одних случаях это проявление раздражения в ответ
на неудачу. Пришедший на помощь взрослый, который поможет добиться
успеха и поощрить этот успех, сделает для ребенка больше, чем
раздраженно-утешающий, порицающий или наказывающий.
В других случаях – гораздо чаще! – это проявление
недостаточной координации, неумения играть. Ребенок, можно сказать,
играет даже не предметами, а отдельными их свойствами: кастрюля –
гремит, вода – льется, ключи – постукивают, песок – сыплется, бумага –
рвется. То, что нравится, он будет повторять подолгу, каждый раз заново
получая удовольствие от получаемого эффекта. Такие игры довольно просты и
кажутся взрослым то примитивными, то разрушительными. Зачем, скажем,
толкать кастрюлю в чашку? Сделавший это пациент пришел в восторг, видя,
как мама вставляет вымытые кастрюли одна в другую. Вкладывание предмета в
предмет стало любимой игрой. В ход шло все, до чего он мог добраться.
Одна беда – он еще плохо отличал большое от маленького, а потому пытался
запихнуть кастрюлю в чашку, большую коробку в маленькую, порезал руки,
заталкивая чайный стакан в кофейную чашечку. Он ничего не хотел
разрушать, этот мальчик. Каждый раз, когда очередная вещь ломалась, он
ужасно сердился и огорчался.
На разрушительные игры можно смотреть по-разному.
Да, они доставляют много хлопот и сожалений. Но в них могут изучаться
свойства предметов и мира. Эти игры свойственны и обычным детям,
стремящимся узнать, что там внутри куклы или машины, разрисовывающим
новые обои или обдирающим их клочок за клочком. Едва ли кто-то из детей
минует этот этап. Но у аутичных детей он наступает позже, и не
соответствующее возрасту поведение приносит больше неприятностей.
Если желательно, чтобы собственное место для игр и
игрушек имел каждый ребенок, то для аутичного оно обязательно. Пусть
игрушек будет не слишком много и пусть они будут простыми и прочными.
Нет смысла в картонных кубиках с малопонятными рисунками, а вот цветные
пластиковые будут в самый раз. Хороши игры с глиной, пластилином,
песком, водой. Сейчас в продаже есть импортный пластилин – разноцветный и
яркий, он сделал из нетоксичных материалов (его можно даже есть), легко
отмывается, удаляется из волос. Если в большую корзину насыпать много
мелких пластиковых шариков, получится отличный сухой бассейн. Там, где
ребенок спит и играет, стены лучше покрасить легко моющейся краской –
они могут служить отличной доской для рисования.
|