Ритуалом может стать практически любое действие.
Самые простые ритуалы, как мы уже говорили, восполняют недостаток
информации из окружающего мира. Это могут быть раскачивания из стороны в
сторону или вперед-назад, пробежки, прыжки, кружение, онанизм т. д.
Близко к ним излюбленное аутичными детьми качание на качелях, где они
проявляют неожиданную ловкость и координированность. Все эти действия
приносят массу ощущений, дают возможность чувствовать, ощущать,
переживать себя. Такие ритуализованные стереотипии могут наблюдаться
даже у здоровых взрослых в условиях монотонной и обедненной жизни. Кто
из нас не ловил себя, например, на раскачивании в моменты погружения в
себя, задумчивости, когда мы как бы отключаемся от окружающего мира?
Потребность аутичных детей, чьи связи с миром крайне ограниченны, в
такой самостимуляции значительно выше.
Другие стереотипии и ритуалы более сложны и
содержательны. За ними можно уловить какие-то события, лежащие в их
основе, например связанные со страхом. Внешне они могут быть очень
похожи на навязчивости – биение себя по голове в состоянии раздражения,
многократное мытье рук и т. д. Но так или иначе, прежде чем пускаться в борьбу со
стереотипно-ритуальным поведением, имеет смысл вспомнить и подумать о
том, что в нем проявляется пусть и необычная, но все же форма
приспособления к миру. Это предохранит от тотальной войны против
стереотипий и ритуалов и позволит обращаться к тем из них, кто вносит
непереносимо много неудобств в жизнь семьи или создает опасность для
самого ребенка. Иными словами, речь идет не о закрытии театра ритуалов, а
о его репертуаре. Много раз я видел, как при попытках полностью
блокировать этот тип поведения дети становились практически
неуправляемыми.
Прервать ритуал трудно. Он потому и ритуал, что
должен быть выполнен в полном объеме и именно таким образом. Если
родители решают бороться с тем или иным проявлением
стереотипно-ритуального поведения, им придется набраться выдержки и
упорства. Американский психолог Уитмер описал в 1919 году историю Дона,
который не расставался с игральной картой. Если ее отнимали, он до крови
расцарапывал себе лицо. Уитмер посоветовал няне отобрать карту и мягко,
но решительно удерживать руки Дона, не давая ему царапать лицо. Она
держала его руки несколько часов. Иногда она освобождала их, но едва Дон
тянулся к лицу, снова захватывала и держала. Спустя несколько часов он
уже мог оставаться без карты, не царапая лицо. После этого преодоление
других ритуалов шло уже легче. Вмешиваться лучше в самом начале
установления ритуала. Принципиально важно, чтобы вмешательство было
доведено до конца. Как ни трудно перенести вызывающие жалость протесты
ребенка, необходимо, если уж начали, оставаться непреклонным и
решительным, но мягким. Эта процедура не терпит раздражения взрослого и
должна выполняться со всей возможной любовью. В ней ребенок совершает
маленький, но принципиальный шаг в развитии – убеждается в том, что без
ритуала можно жить, а родители не злы. Если родители по каким-то
причинам (из жалости или надеясь, что «дальше сам поймет», или
отозвавшись на телефонный звонок) уступают, они тем самым показывают
ребенку, что у него есть шанс, что он сильнее их, невольно побуждая к
продолжению сопротивления.
Успех не должен побуждать родителей злоупотреблять
своей силой, становясь ожившей фигурой Самсона, разрывающего пасть льву.
От менее хлопотных или опасных ритуалов можно просто отвлекать – дав
какое-то время понаслаждаться ими, попытаться переключить на что-то
интересное. Какое именно время? Оно для каждого ребенка разное, у
каждого есть свой предел, за которым ритуал становится уже ненужным, и
свои признаки, по которым это можно заметить. Это самое удачное время
для попытки отвлечь, переключить. Обычно не приходится
экспериментировать слишком долго – все это известно по опыту, и нет
смысла спешить. Лучше несколько позже, но эффективнее.
Часть ритуалов можно попытаться перевести в игру,
наполняя ритуальную форму игровым содержанием. Ольга Сергеевна
Никольская приводит такой пример. Часами ребенок может кружиться с
поднятыми над головой руками. Взрослый, находясь на расстоянии, никак
специально не привлекая к себе внимания ребенка, начинает тоже
кружиться, очень-очень постепенно и осторожно приближаясь и дожидаясь,
пока ребенок обратит на него внимание. Тогда, продолжая кружение,
негромко нараспев начинает приговаривать: «Мы деревья. Мы большие
высокие деревья. Вот как качаются наши ветки», стараясь удерживать
внимание ребенка и не спугнуть. Он ничего не требует от ребенка – просто
кружится, постепенно приближаясь, пока не начнет чувствовать, что
ребенок кружится уже не просто рядом, а вместе с ним, подключается к
предложенной игре. Используя приемы такого рода, можно переводить многие
ритуальные формы в игры и бытовые навыки.
Справляясь с одними ритуалами, надо быть готовыми к
возникновению других – пока есть потребность, будут находиться все
новые и новые формы. Недавно освоенные навыки могут становиться
ритуалами: один без конца моет посуду, другой метет пол, третий чистит
зубы. Эти ритуалы чаще временны и не требуют особых усилий для
преодоления – их вытесняют новые обретенные навыки, нуждающиеся в
закреплении, автоматизации и одновременно успокаивающие. Но надо
потерпеть, дождаться…
Склонность к ритуализации можно использовать для
выработки практических умений. Когда привести ребенка к осознанному и
правильному поведению не удается, повторные показы или – часто это лучше
– выполнение действия вместе приводит к его усвоению и возможности
пользоваться им в нужных ситуациях или при напоминании. Но прививаемый
таким способом навык должен быть законченным, так как усвоенный лишь
отчасти и ритуализованный в таком виде, он потом трудно поддается
доделке и переделке. И, конечно, важно привязывать формируемые навыки к
ситуациям или сигналам, чтобы ребенок не использовал жест прощания
вместо приветствия или не смахивал крошки со стола сапожной щеткой.
С какой-то частью ритуалов так ничего и не удается
поделать. Все, что тогда остается, это пытаться контролировать их время,
место и интенсивность, чтобы они не совершались на людях, не
затягивались надолго. Если все же это случается, дайте ребенку закончить
ритуал: это его лекарство, без которого сюрпризы поведения могут быть
более впечатляющими. |