После того как ребенок начал произносить слоги, педагог
ослабляет индивидуальную работу с ним, но следит, чтобы на каждом занятии
повторялись те песни, которым ребенок может подпевать. На этом этапе
музыкальная терапия отходит на второй план, хотя ребенок продолжает посещать
музыкальные занятия, а на первый план выступают игровые методы стимуляции речи.
Если в это время не ослабить интенсивность музыкальной терапии, ребенок перевозбудится,
могут начаться истерики (возникнуть эксплазивные реакции).
Педагог предлагает игры, в которых по ходу действия
ребенок должен что-то произнести. Это может быть, например, игра в прятки с
ауканьем или игра в лото в группе детей, большинство которых азартно
вовлекаются в игру. Когда каждый кричит: «Дай!», тогда и у неговорящего ребенка
в какой-то момент может тоже вырваться слово «дай». Можно также специально
«выманивать» речь, выстраивая такие ситуации, в которых ребенку оказывается
необходимым что-то сказать (например, прежде чем дать ребенку то, что он хочет,
педагог делает небольшую паузу, чтобы ребенок попросил).
Для одного мальчика, Сережи, решающим средством оказалась
игра, в которой все кидались друг в друга подушками (понятно, что такая игра
проходила на большом эмоциональном подъеме). Дома этот мальчик жил в ситуации
очень строгого контроля за всеми его действиями и в результате к четырем годам
не говорил ни слова, хотя у него не было серьезной патологии развития. Игра с
киданием подушками помогла снять излишний самоконтроль, и Сережа начал
говорить: вначале произносить слова, а потом и развернутые фразы. |