Первые элементы речи, которые появляются в результате
игровых занятий, – это обычно звукоподражания или короткие слова («иди»,
«дай»).
На этом этапе опять подключается музыкальная
терапия. Педагог поет вместе с
ребенком, глядя ему в глаза и отчетливо пропевая некоторые слова. Желательно,
чтобы эти слова были связаны с определенным движением. В конце концов в
результате этой работы ребенок повторяет какое-то слово, пропевая его. Для того
чтобы это удалось, важно подобрать песню, которая нравилась бы ребенку. В этой
песне должен быть подходящий мотив, поскольку, как показывает практика, для
каждого ребенка существуют более «удобные» ритмы, которые ему легко повторять,
и менее «удобные».
Параллельно с этим происходит работа по расширению
словарного запаса (усложняющееся
лото, задания с просьбой показать на картинке определенные предметы). Правила
игры постепенно усложняются, так что ребенку приходится произносить уже не одно
слово, а два (например, играя в лото, говорят не просто «Дай!», а «Дай мишку»,
«Дай куклу», потом начинают говорить: «Дай Ане мишку»). Постепенно усложнение
доходит до того, что ребенок говорит: «Дай Ане голубого мишку, пожалуйста».
Такой фразовой речи можно добиться, если у ребенка уже сформирована внутренняя
речь и ее нужно только «вывести наружу» (экстериоризировать). Если внутренняя
речь недостаточно сформирована, следует много работать над пассивным словарным
запасом, словообразованием и грамматикой. Ребенок должен уметь показывать на
картинках не только предметы, но и действия, а также давать «безмолвные» ответы
на вопросы, требующие склонения слов по падежам («На чем сидит мальчик?» и
т. п.).
Когда ребенок уже овладел фразой, первое время он
произносит ее как бы с усилием, как будто он достает слова из заднего кармана
брюк. Речь обычно бывает неразвернутая, в виде корневых осколков слов, без окончаний,
предлогов, без связок, без глаголов, часто с неправильным порядком слов.
Параллельно со стимуляцией речи идет работанад линейной последовательной
организацией предметов в пространстве – выстраиваются в определенном порядке игрушки
(матрешки, пирамидки, вагончики поезда); воспроизводится повторяющийся рисунок
из бусинок, горошин, фишек; усваивается порядок действий. Часто этого бывает
достаточно для того, чтобы линейная структура фразы тоже стала упорядоченной.
Но иногда это не приводит к желаемому результату.
Например, у девочки Тани появилась речь, в которой
совершенно не было порядка: как на уровне слова—в словах переставлялись слоги и
звуки, отсутствовали начала слов, так и на уровне предложения—не было связок
между словами, речь была выдержана в телеграфном стиле. Мы подключили следующий
этап музыкальной терапии: записали песни, которые поем в группе, на
аудиокассету, причем увеличив количество протяжных песен, и дали Тане пение в
качестве домашнего задания, чтобы дома мама два раза в день пела вместе с
Таней. Кроме того, с девочкой снова начали индивидуально заниматься пением, а
на общем занятии ассистент опять подсел к Тане и пел с ней «лицо в лицо». Через
некоторое время Таня смогла пропевать все слова в песне с соблюдением их
структуры. После того как девочка научилась плавно пропевать фразы, она начала
так же плавно их проговаривать.
На этом, конечно, не завершаются занятия по развитию речи
у ребенка. Дефектологу и логопеду предстоит решать еще много проблем, но
главный толчок, благодаря которому у неговорящего ребенка появляется речь,
происходит на музыкальных занятиях. |