Знакомство
Мы познакомились
с Илюшей, когда он начал посещать занятия в группе детей раннего возраста. Ему
было тогда 4 года. Я вела групповые музыкальные занятия и постоянно
присутствовала как психолог.
Илюша выделялся
среди других детей. У мальчика были серьезные нарушения двигательной сферы
(Илюша не ходил, с трудом действовал левой рукой, правую руку не использовал).
Он не только не стремился общаться с детьми, но избегал их, первые несколько
занятий он провел вместе с мамой за ширмой, отгораживающей его от детей и
незнакомых педагогов.
Единственным, что
привлекало Илюшу, побуждало его к минимальной активности, была мягкая
музыкальная игрушка. Именно к ней мальчик мог повернуть голову, потянуться
рукой. Другие игрушки не привлекали его, а любимую игрушку он долгое время
внимательно слушал.
После нескольких
занятий, когда Илюша перестал бояться новых людей в ЦЛП, оказалось, что он
очень музыкальный, любит слушать песенки, хотя предпочитает знакомые песни, не
сразу принимает новые мелодии.
Первые занятия
музыкой
Поскольку Илюше
не очень подходил слишком высокий темп группового музыкального занятия, мы
начали в дополнение к этому заниматься индивидуально. Основной задачей наших
занятий было установление контакта. Другая
задача – выявление собственной активности мальчика. Для этого мы стремились сделать
музыкальное занятие понятным и предсказуемым для Илюши, уменьшить страхи,
мешающие ему проявить активность.
Слушание музыки
Сначала мы просто
повторяли знакомые песни, которые Илюша уже привык слушать на групповых
занятиях, потом стали расширять репертуар, добавляя любимые Илюшины песенки из
мультфильмов, а позже и незнакомые ему песни.
Илюша полюбил не
только песни, но и пьесы, которые я играла ему на пианино, причем и здесь
сначала предпочитал знакомые произведения (например, то, что дома часто играла
его старшая сестра). Мальчик внимательно слушал музыку, не делал попыток уйти,
заняться чем-то более интересным. Ему особенно нравились классические
произведения. По словам мамы, когда сестра перестала играть дома Бетховена,
Илюша потерял интерес к ее игре.
Если Илюша был
расстроен, музыка помогала ему успокоиться. В группе Илюша часто плакал и бил
себя по голове, требуя любимую бутылку с кефиром, или пугался, когда обнаруживал,
что мама вышла из комнаты. Чтобы успокоить Илюшу, часто достаточно было сесть
рядом с ним и тихо напевать песню про малинку, которую мы пели в группе,
начиная с самых первых занятий.
Музыкальное
взаимодействие
Через некоторое
время Илюша стал более активно участвовать в индивидуальных и групповых
занятиях. Он очень полюбил гитару, полз к ней, как только она оказывалась в
поле его зрения, мог долго играть, дергая за струны, потом начал слушать,
прислоняясь ухом к деке. В то время он активно отказывался от шумовых
инструментов, когда все дети в группе играли на бубнах и бубенчиках, Илюша
играл только на гитаре, отказывался от других игрушек и громко плакал, если
взрослые пытались увести его от гитары, привлечь внимание чем-то другим.
В конце курса
музыкальной терапии Илюша полюбил играть на гуслях. Этот инструмент по звучанию
и способу игры напоминает гитару, поэтому он мог на длительное время привлечь
мальчика. Но стоило мне взять гитару, как Илюша оставлял гусли и направлялся ко
мне, даже если для этого надо было пересечь комнату. Играть одновременно на
двух инструментах он не соглашался.
|