Ребенок с нарушениями развития сталкивается в своей жизни
со многими проблемами. Это ограничение возможностей общения, проблема
организации досуга, трудность реализации своих способностей, а в
будущем—невозможность занятий какой-либо профессиональной деятельностью.
Попытаться решить эти проблемы можно с помощью создания интегративного
музыкального ансамбля.
Я хочу поделиться с вами некоторым опытом моей работы в
этом направлении.
Почему
именно ансамбль?
Дети с «ограниченными возможностями» часто не ограничены
в способности воспринимать музыку и «создавать» ее. Даже самые маленькие и
«трудные» дети любят играть на простейших музыкальных инструментах (погремушки,
колокольчики). Музыкальная деятельность всегда эмоционально окрашена. Она
создает вокруг себя положительный фон, поэтому в ней так приятно участвовать.
Кроме того, существует множество разных музыкальных инструментов, и всегда
можно подобрать инструмент, соответствующий физическим и интеллектуальным
возможностям ребенка.
Преимущество ансамблевой игры состоит в том, что в ней
используются как простые «колористические» инструменты, так и более сложные,
требующие длительного обучения игре на них. В процессе инструментовки
музыкального произведения есть возможность создания разных по трудности партий
для каждого инструмента. Это позволяет учитывать индивидуальные возможности и
способности всех исполнителей.
При этом важно отметить, что все партии в ансамбле
являются равнозначными. Качественное исполнение как самой легкой, так и самой
сложной музыки требует одинаковой творческой работы. Все это позволяет включить
в состав ансамбля музыкантов, имеющих разный уровень подготовки, разные
возможности и способности. Это могут быть несколько профессиональных
музыкантов, несколько детей «с проблемами», которые учатся или учились играть
на каком-либо инструменте. Например, многие аутичные дети очень музыкальны и
при определенной педагогической работе могут обучаться даже в музыкальной
школе.
Мне приходилось также заниматься обучением игре на
фортепиано двух детей с ДЦП. Один из них сейчас учится во втором классе детской
музыкальной школы. Но, пожалуй, главным является то, что участие в таком
ансамбле могут принимать дети, которые вообще не имеют возможности заниматься
какой-либо другой «профессиональной» деятельностью.
Наш
первый опыт
В октябре 1997 года в Центре лечебной педагогики был
создан такой творческий коллектив. В его состав входили четыре взрослых
музыканта, играющие на скрипке, аккордеоне, гитаре и фортепиано, несколько
подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы, аутизмом и проблемами,
сходными с аутизмом и шизофреноподобной симптоматикой, и несколько их обычных
сверстников. В ансамбль мы не отбирали детей по критерию наличия у них особых
музыкальных способностей. Главным было желание ребенка и согласие его педагога.
Выбор
репертуара и инструментов
Сразу же встала проблема репертуара. Я остановилась на
инструментальной музыке. Мы исполняли вариации на тему двух русских народных
песен – «Среди долины ровныя» и «Светит месяц». Те, кто до этого не учился музыке,
играли на различных ударных инструментах (маракасы, колокольчики, трещотки,
треугольники, тон-блоки, металлофоны). К каждому сложному подростку на первых
порах был прикреплен помощник. Важно было также подобрать инструмент,
соответствующий физическим и интеллектуальным возможностям исполнителя.
Необходимо было учитывать, что у многих детей были слабые руки, медленная
реакция, плохая координация движений и т. п.
Партитура
Исполняемая пьеса состояла из нескольких разнохарактерных
частей, каждую играли один или несколько человек. Для того чтобы музыкант знал,
когда и с кем он должен играть, мы сделали специальную «партитуру». На большом
листе бумаги написали номера частей, а под ними нарисовали инструменты, на
которых их исполняли. В процессе игры я тихонько называла номера частей.
В начале нашей работы стояли следующие задачи – научить
ребят правильно играть на инструменте, вовремя начинать и заканчивать свою
партию, исполнять ее с различной нюансировкой (громко—тихо), играть ритмично. |