Когда ребенок привык к занятиям в группе, задача педагога
– помочь ему освоить выполнение движений под музыку. Наконец цель почти
достигнута. Ребенок прыгает, изображая зайчика, переваливается с ноги на ногу,
как медведь, хлопает в ладоши в нужный момент, и делает это легко, благодаря
соответствующему характеру музыки, эмоциональному настрою, помогающему войти в
образ. В этот момент желательно как-то усилить эмоциональную нагрузку занятий.
Этого можно достичь разными способами: или меняя темп (ускоряя и замедляя), или
пригласив на занятие какого-нибудь нового участника, или изменив наряд ребенка
(если это для него важно), надев на него шарфик, повязав красивый бант и
т. п.
С этого момента начинается работа по стимуляции речи.
Педагог входит внутрь круга (круг удерживается уже без него) и на протяжении
всего занятия поет «лицо в лицо» с ребенком. Желательно, чтобы имел место
тактильный контакт (педагог держит ребенка за руку). Можно вместе с ребенком
образовать маленький круг внутри большого.
Терапевт как бы призывает ребенка помочь ему петь,
особенно выделяя голосом повторяющиеся фрагменты («би-би-би», «ля-ля-ля»...).
Может потребоваться много времени, пока ребенок начнет произносить в ответ
первые звуки. Если длительные занятия не дают никакого результата, то,
по-видимому, педагог должен признаться в своей неудаче и искать другие пути
стимуляции речи. Однако в нашей практике такого не случалось
В большинстве случаев ребенок откликается на попытки
терапевта вовлечь его в общее пение. Первое, что начинает делать
ребенок, – подавать голос во время пения.
Мальчик Юра, 7 лет, начал посещать наши музыкальные
занятия в середине года. В результате серьезного нарушения эмоционально-волевой
сферы (ранний детский аутизм) у него полностью отсутствовала речь (он
произносил только три слова) при том, что он читал и «писал» (выкладывал фразы
из магнитной азбуки). После нескольких посещений музыкальных занятий он начал
подавать голос во время общего пения, и после этого к трем словам, которые он
произносил, прибавилось еще несколько.
После первых вокализаций появляются «лепетные» слоги.
Если у ребенка нет моторных проблем, таких слогов появляется сразу довольно
много («бу-бу-бу», «би-би-би», «ма-ма-ма»...).
Техника безопасности. Педагог, занимающийся с ребенком, обязательно
должен учитывать, что стимуляция речи ведет к стимуляции общей активности (так
как произвольный контроль у ребенка в это время еще не сформирован). Поэтому
занятия сильно возбуждают и растормаживают ребенка и могут давать эффект,
похожий на стимуляцию сильными лекарствами. Если ребенок от занятий очень
возбуждается и возбуждение начинает преобладать над появившейся речевой
продукцией, нужно на некоторое время оставить его в покое, т. е. ребенок
будет продолжать ходить на музыкальные занятия, но педагог временно прекратит
целенаправленно стимулировать его речь. Через некоторое время, когда
возбуждение спадет, работу по стимуляции речи можно возобновить. |