На
предыдущем этапе создавались ситуации, в которых в поле зрения ребенка
находилось только одно вспомогательное средство (палка, когда надо было
достать закатившуюся под шкаф игрушку; стул, когда надо было достать
высоко лежащую игрушку и т. п.). Теперь же надо создать ситуацию, при
которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них
надо выбрать наиболее подходящий – по величине, форме, назначению.
Например, педагог предлагает детям достать закатившуюся под шкаф
игрушку. Для этого они должны выбрать вспомогательный предмет: палки
разной длины, щетка, сачок, лопатка и т. д. В другом случае ребенку
предлагают приблизить к себе тележку со стержнем, которую можно
приблизить с помощью палочки с колечком. Ему следует выбрать одну
палочку из нескольких: палочка с крючком, палочка с сачком, палочка с
колечком и просто палочка. Безошибочно можно выбрать подходящее орудие
только в том случае, если уровень зрительного восприятия ребенка
достаточно высок и позволяет на расстоянии соотнести свойства
предмета-цели и предмета-средства. Однако такого уровня зрительное
восприятие ребенка с отклонениями в развитии не достигает к этому
времени обучения. Поэтому основной способ, которым следует вооружить детей, – метод целенаправленных проб. ИГРА «ЗВЕНИ, КОЛОКОЛЬЧИК!» Оборудование: дощечка с укрепленными на ней колокольчиком с веревочкой, привязанной к язычку, и двумя «ложными» веревочками. Ход занятия. На
видном и легкодоступном месте подвешивается дощечка с колокольчиком.
Она висит так, что ребенок не может достать рукой веревочку и позвонить в
колокольчик. Две «ложные» веревочки, более длинные, чем привязанная,
прикреплены к дощечке по обе стороны колокольчика. Чтобы позвонить в
колокольчик, ребенок должен потянуть за ту веревочку, которая
прикреплена к язычку. Вначале ребенку дается только общая инструкция:
«Позвони в колокольчик!» Если он начинает подпрыгивать, стремясь
схватиться за язычок колокольчика, педагог говорит: «Подумай, что тебе
может помочь позвонить в колокольчик». Ребенок чаще всего начинает
тянуть за наиболее длинную веревочку. Но колокольчик при этом не звенит.
Предоставив ребенку возможность самостоятельно несколько раз дернуть за
«ложную» веревочку, педагог говорит: «Ты слышишь, что колокольчик не
звенит, попробуй дернуть за другую веревочку!» – и дает возможность
ребенку пробовать тянуть за все веревочки. Наконец, когда колокольчик
зазвенел, педагог спрашивает: «А теперь почему звенит колокольчик?» – и
помогает ребенку увидеть, что эта веревочка непосредственно прикреплена к
колокольчику, а две другие – нет. В конце игры педагог просит ребенка
последовательно рассказать о своих действиях и закрепить в словесном
плане верные способы действия. «Сначала ты тянул за непривязанную
веревочку, и колокольчик не звенел. Потом ты тянул за привязанную –
колокольчик зазвенел». ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!» Оборудование: банка с водой, камешки, разные палочки: с крючком, сачком, колечком, вилкой (рис. 4). ... Ход занятия. В
банке с водой лежат камешки. Недалеко от банки разложены на столе
палочки – с крючком, сачком, колечком, вилкой. Ребенка просят достать
камешки из банки и переложить в аквариум, не замочив при этом руки. Если
ребенок пытается опустить руки в банку, но не достает до камешков,
педагог предлагает ему подумать, чем можно достать камешки. Ребенку
дается возможность перепробовать все лежащие на столе предметы-орудия,
пока он сам не убедится, что камешки можно достать только сачком. При
этом педагог обязательно фиксирует результат действия с каждым
предметом-орудием: «Видишь, этой палочкой с крючком камешек достать
нельзя. Попробуй достать сачком». После того как ребенок возьмет сачок и
достанет первый камешек, педагог закрепляет достигнутый успех: «Вот
хорошо, сачком можно достать все камешки». Затем ребенок действует
сачком несколько раз и закрепляет правильный способ действия в словесном
отчете. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО В ТРУБКЕ ЛЕЖИТ?» Оборудование: прозрачная трубка с отверстиями на обеих концах; сверток, в котором маленькая машинка; короткая и длинная палочки. Ход занятия. Педагог
показывает ребенку прозрачную трубку, обращая внимание на то, что в
середине трубки что-то лежит. Заинтересовав ребенка, педагог предлагает
достать сверток и посмотреть, что там лежит. Ребенок должен найти
подходящий предмет-орудие для выталкивания свертка из трубки. В случае
затруднения педагог показывает ему, как методом проб можно выполнить
задание. Берет вначале короткую палочку и пытается вытолкнуть ею
сверток. При этом он говорит: «Видишь, палочка до свертка не достает».
Затем берет длинную палочку и выталкивает сверток, восклицая: «Достали!»
При этом обращает внимание детей на свойства предмета-орудия: «Если
одной палочкой не достать, надо искать другую, пробовать другой
палочкой». После этого педагог дает ребенку поиграть с машинкой. ИГРА «ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ!» Оборудование: тележка с кольцом, тесьма (рис. 5). ... Ход занятия. На
столе, на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится
тележка с кольцом. На тележке лежат привлекательные маленькие игрушки, а
через петлю продета свободно скользящая тесьма, оба свободных конца
которой разведены (на 30 см) и легко доступны ребенку. Для подтягивания
тележки с игрушками надо использовать оба конца одновременно. Ребенок
должен догадаться подтянуть к себе тележку за оба конца тесьмы
одновременно. Если же он тянет тесьму за один конец, она выскальзывает
из кольца, а тележка остается недосягаемой. Важно, чтобы ребенок сам
убедился, что надо тянуть за оба конца тесьмы. Поэтому надо дать ему
возможность несколько раз самостоятельно достичь цели. Если же он
все-таки не догадался тянуть за оба конца, педагог медленно показывает
способ действия. После чего ребенку дается возможность самостоятельно
выполнить задание. В конце игры педагог обобщает в речи правильный
способ действия: «Эту тесьму надо тянуть за оба конца, а если тянешь за
один, то другой конец выскальзывает». ИГРА «НАПОИ ПТИЧКУ!» Оборудование: игрушка-птичка, тарелочка, тесьма (рис. 6). ... Ход занятия. Педагог
приглашает ребенка поиграть и сажает его за стол. Перед ним на столе
ставится птичка, к ноге которой привязана тесьма. Рядом, несколько
наискось от прикрепленной тесьмы, располагаются «ложные» тесемки. Концы
тесемок находятся в зоне досягаемости руки ребенка, птичка – нет.
Ребенок должен догадаться использовать прикрепленную тесьму для
достижения цели (птички). Педагог предлагает ребенку достать птичку и
напоить ее из тарелочки. Предварительно он объясняет, что вставать со
стула нельзя. В случае затруднения педагог указывает на тесемки и просит
потянуть за одну из них. Если ребенок тянет за «ложную» тесьму, педагог
говорит: «Попробуй, потяни за другую». После того как ребенок потянет
за прикрепленную тесьму, он помогает ребенку обобщить его действия:
«Видишь, эта привязанная тесьма, а эти не привязанные. За какую тесьму
можно достать птичку?» Игра повторяется. ИГРА «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!» Оборудование: тележка со стержнем; две двухместные матрешки; палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка (рис. 7). ... Ход занятия. На
расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка
со стержнем. В тележке находятся матрешки. На краю стола, справа, вблизи
от ребенка, лежат палочка с колечком, палочка с крючком, лопатка.
Педагог просит ребенка достать тележку и покатать матрешек. Ребенок
должен догадаться использовать палочку с колечком для доставания тележки
со стержнем. Детям дается возможность решить задачу методом проб. Затем
педагог просит объяснить, почему ребенок использовал именно палочку с
колечком. После этого ребенок играет с матрешками (разбирает,
складывает, катает). ИГРА «ПОКОРМИ КРОЛИКА!» Оборудование: клетка с кроликом (или игрушка-зайка); предметы: вилка, ложка, палочка с колечком, палочка с крючком (рис. 8). ... Ход занятия. Педагог
приносит клетку с кроликом и предлагает ребенку покормить его. Недалеко
находится банка с водой, на дне лежит морковка. В случае затруднения
педагог предлагает ребенку выполнить задание методом проб: «Попробуй
достать морковку какой-нибудь палочкой». При этом ребенку
предоставляется самостоятельность. После этого педагог просит ребенка
объяснить, почему удобно доставать морковку вилкой. Ребенок наблюдает,
как кролик ест морковку. ИГРА «ДОСТАНЬ КАРТИНКУ!» Оборудование: прозрачная
трубка из небьющегося материала длиной 30 см, диаметром 4 см, с одним
отверстием на конце, в середине трубки находится картинка; две палочки с
крючками на концах диаметром 1 см, длина одной – 10 см, другой – 18 см
(рис. 9). ... Ход занятия. После
того как педагог разложил перед ребенком три картинки, он
«обнаруживает», что одна картинка оказалась в трубке. Педагог просит
ребенка достать картинку. Для этого ребенок должен догадаться
использовать длинную палочку с крючком. При необходимости педагог
организует выполнение задания методом проб. Педагог спрашивает ребенка,
какой палочкой он достал картинку и почему. После этого дает задание:
«Угадай, какую картинку спрятали?» ... Примечание. Особую
роль в развитии наглядно-действенного мышления играют дидактические
игры с предметами, имитирующими орудия труда – молоток, гаечный ключ,
отвертка и т. п. Ознакомление с ними в процессе игр, овладение
действиями с ними вносят большой вклад в трудовое воспитание детей,
создают предпосылки к трудовому обучению в школе. В процессе этих игр у
детей развивается зрительно-двигательная координация, глазомер,
согласованность действий обеих рук, формируются представления об
использовании орудий в трудовой деятельности человека. ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАБОР!» Оборудование: домик, кирпичики с отверстиями (или кубики), палочки-колышки (пластмассовые); набор предметов: молоток, гаечный ключ, отвертка. Ход занятия. На
столе стоит пластмассовый домик. Педагог просит ребенка построить забор
вокруг этого домика. Рядом лежит набор пластмассовых кирпичиков
(кубиков) с отверстиями. В отверстия нужно вставить пластмассовые
палочки. Рукой палочки вставить трудно, нужно забить их в каждое
отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, гаечный ключ, отвертка
лежат на столе. Ребенок должен выбрать нужное орудие, молоток, и
использовать его для забивания палочек. Педагог предоставляет ребенку
возможность пробовать, чем лучше забивать гвозди. Затем он просит
ребенка объяснить, почему он выбрал молоток. ИГРА «САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ!» Оборудование: самолет из пластмассового конструктора, гаечный ключ, молоток, отвертка. Ход занятия. Педагог
предлагает ребенку поиграть с самолетом, гайки которого плохо
укреплены. Ребенок должен догадаться выбрать среди предметов,
имитирующих орудия труда, гаечный ключ и использовать его для укрепления
гаек. В случае затруднения педагог дает возможность ребенку пробовать
закручивать гайки различными предметами и выбрать необходимый – гаечный
ключ. Затем педагог помогает ребенку закрутить гайки, т. е. выполнить
практические действия. После этого следующий ребенок повторяет все
действия. Затем разворачивается сюжет игры: «Самолеты заправляются и
готовятся к полету. Самолеты – летят. Самолеты «идут» на посадку.
Самолеты сели на площадку в аэропорту» и т. д. |