Прежде
всего надо научить детей использовать предметы, имеющие фиксированное
назначение, формировать представление об использовании предметов-орудий в
деятельности, научить подражать действиям взрослого. Важно показать
детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с
удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя
такие вспомогательные средства, как стул, ложка, чашка, карандаш,
веревка, ножницы, лейка и другие предметы, имеющие фиксированное
назначение. Необходимо также обратить внимание детей на такие простейшие
приспособления к предметам, как ручка, рукоятка, черенок, веревочка и
т. д. Несмотря на то, что дети пользуются всеми этими
вспомогательными средствами и приспособлениями к предметам в процессе
действий в быту, во время игр, они не обобщают опыт действий и не
осмысляют его. Задача педагога – обобщить этот опыт, донести его до
осознания каждого ребенка. Игры-упражнения проводятся на начальном этапе коррекционно-педагогической работы с детьми. ИГРА «ЛОВИ ШАРИК!» Оборудование: две коробочки, воздушный шарик, ленточка. Ход занятия. Педагог
показывает детям красивую коробочку, стучит по ней и спрашивает: «Что
там?» Один ребенок открывает коробочку и достает оттуда воздушный шарик.
Педагог эмоционально реагирует на появление шарика, радуется и говорит:
«Будем играть с шариком. Его надо надуть, а потом можно бросать и
ловить». После чего на глазах у детей надувает шарик и обращает внимание
детей на то, что он быстро сдувается. Так повторяется 2–3 раза. Затем
педагог спрашивает у детей: «Что же делать? Как же мы будем играть с
этим шариком?» Показывает детям другую коробочку и приглашает ребенка
постучать по коробочке и спросить: «Что там?» Он открывает коробочку и
достает оттуда ленточку. Педагог восклицает: «Вот она, ленточка! Мы ее
привяжем к шарику и будем играть» – и привязывает ленточку к шарику,
обращая внимание на то, что шарик не сдувается. Затем дети приглашаются в
круг играть с шариком. Педагог называет имя каждого ребенка и говорит
ему: «Лови шарик!» Игру можно повторить на прогулке. ИГРА «ПОКОРМИ МИШКУ!» Оборудование: набор детской посуды, набор детской мебели, мишка. Ход занятия. Педагог
обыгрывает приход мишки к детям. Кто-то стучится в дверь, педагог
спрашивает: «Кто это к нам в гости идет?» Открывает дверь и восклицает:
«Это мишка к нам пришел поиграть!» Затем сажает мишку за стол и ставит
перед ним обеденный прибор, в котором не хватает ложки и чашки. Педагог
предлагает детям покормить мишку. Если дети не догадываются, что для
кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку. Затем
педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и
спрашивает детей: «Куда налить воду?» При затруднении просит детей
достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых
действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо
ложкой; поить надо из чашки». ИГРА «ПОКАТАЕМ ЗАЙЧИКОВ!» Оборудование: два зайчика; две тележки – одна с веревкой, другая без веревки. Ход занятия. Педагог
приглашает детей в игровой уголок. В гости к детям приходят два
зайчика. Они хотят покататься в тележках. Педагог сажает зайчиков в обе
тележки, приглашает двоих детей и просит покатать зайчиков. Он обращает
внимание всех детей на то, что тележку без веревки возить неудобно,
поэтому надо привязать веревку к тележке. Педагог привязывает к тележке
веревку, показывая детям, как нужно правильно взяться за веревку. Дети
по очереди катают зайчиков. ИГРА «ИСПЕЧЕМ ПИРОГИ!» Оборудование: формочки для песка, совочки. Ход занятия. Игра
проводится на улице. В теплую погоду педагог организует детей около
песочницы и предлагает им испечь пироги для кукол. Педагог раздает детям
формочки. Если они начинают брать песок руками, педагог останавливает
их и говорит: «Руками песок брать нельзя. Чем можно брать песок?»
Раздает детям совочки, показывает, как надо набирать песок, насыпать его
в формочки и «печь пироги». Педагог уточняет, что песок надо набирать
совочком. ИГРА «ПЕРЕВЕЗЕМ ИГРУШКИ!» Оборудование: машинка, веревка, кирпичики, котята. Ход занятия. Педагог
приглашает детей в игровой уголок и говорит, что им сегодня принесли
новые игрушки (кирпичики и котят). Игрушки лежат у двери на салфетке.
Эти игрушки надо перевезти в игровой уголок, и дети будут с ними играть.
Педагог говорит детям, что перевезти их удобно на машине, показывая ее
(машина без веревки). Предлагает ребенку нагрузить несколько кирпичиков и
привезти их. Если ребенок не обращает внимание на то, что у машины нет
веревки, педагог не останавливает его, а дает убедиться, что без веревки
возить машину неудобно. Затем фиксирует внимание всех детей на веревку и
привязывает ее к машине. Дети по очереди перевозят игрушки, а затем
строят из кирпичиков дорожку для котят. ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ!» Оборудование: бассейн (или пластмассовый таз), пластмассовые рыбки, сачок. Ход занятия. Педагог
приглашает детей к бассейну и говорит, что там – рыбки, показывает и
говорит, что рыбки плавают быстро, когда на них дуешь. Дети дуют на
рыбок. Затем педагог предлагает им поймать рыбку, обращая внимание детей
на сачок, показывает действие с ним: «Вот, рыбка поймалась!» Каждый
ребенок ловит рыбку. При затруднении педагог помогает. Затем педагог
обобщает: «Рыбку удобно ловить сачком». В конце игры дети спрячут рыбок в
свои ладошки и выполняют действия по подражанию – «рыбка плывет». ЗАНЯТИЕ «НА ЧЕМ МЫ СИДИМ?» Оборудование: подносы, мелкие игрушки: грибы, елочки. Ход занятия. Педагог
приглашает детей в учебную комнату, в которой все стульчики спрятаны.
На столах на подносах лежат игрушки. Педагог садится на свой стул и
приглашает детей тоже сесть. Не обращая внимание на то, что дети стоят,
педагог сообщает: «У вас на подносах лежат красивые игрушки – елочки и
грибочки. Сегодня надо посадить елочки. Грибочки оставьте на подносах».
Затем он спрашивает: «Дети, а почему вы стоите? Садитесь!» Если дети не
говорят, что у них нет стульчиков, педагог сообщает: «Вот я сижу – мне
удобно. А на чем я сижу? А где же ваши стульчики? Давайте, поищем их».
После того как дети найдут и поставят свои стульчики, педагог говорит:
«Как удобно всем детям сидеть на стульчиках, теперь можно сажать
елочки». В конце занятия педагог спрашивает детей: «На чем удобно
сидеть?» – и делает вывод, что людям удобно сидеть на стульях. ИГРА «ДОСТАНЬ ШАРИКИ!» Оборудование: желобки, пластмассовые шарики, сачок, банка (5 л) с водой. Ход занятия. Проводится
на ковре. Педагог показывает детям желобок и говорит, что они сегодня
будут катать шарики по желобку. А шарики – в банке, их надо достать.
Педагог дает ребенку сачок и просит его достать шарик. Потом дети по
очереди достают сачком шарики. Педагог уточняет, как удобно доставать
сачком шарики из банки. Затем раздает детям желобки, и они катают свои
шарики. ИГРА «КУКЛЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ» Оборудование: детская мебель, детская посуда, конфеты, две куклы. Ход занятия. Проводится
в игровом уголке. Педагог обыгрывает неожиданный приход двух кукол к
детям в гости. Затем говорит, что гостей надо угощать чаем. Педагог
сажает кукол за стол и спрашивает детей, что надо поставить на стол,
чтобы угостить кукол чаем. Если дети не отвечают, педагог спрашивает:
«Из чего пьют чай?» Затем просит детей достать из буфета чашки, блюдца,
ложки, вазу и расставить все на стол. Один ребенок разливает чай (из
чайника), другой – мешает его в чашках, третий – угощает кукол
конфетами. В конце игры педагог уточняет, что люди пьют чай из чашек, и
кукол тоже надо поить из чашек. ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!» Оборудование: набор предметов: лейка, банка, чашка; комнатное растение. Ход занятия. Дети
сидят за столами, перед ними на стол ставят комнатное растение. В
дальнем углу комнаты стоит ведро с водой. В стороне, на другом столе
стоят чашка, лейка, банка. Педагог просит детей полить цветок. В случае
затруднения педагог просит ребенка (или двух детей) набрать из ведра
воду в руки, обращает внимание детей на то, что вода из рук выливается.
Затем говорит о том, что есть разные предметы – в них удобно набирать
воду. Педагог просит детей по очереди принести воду в разных предметах.
После действия детей, он обобщает в слове полученный детьми практический
опыт: «Воду надо брать чашкой, лейкой, банкой. Поливать цветок удобнее
всего из лейки». |