Самыми
простыми случаями, в которых ребенок сталкивается с поисками
причинно-следственных связей, являются такие, в которых нарушается
привычный ход явления. Это вызывает у него удивление и следом за ним
ориентировочную реакцию, которая и является начальным этапом поиска
причины нарушения. На первых порах дети могут находить такую причину
лишь в том случае, если она является внешней, хорошо видимой. ИГРА «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК?» Оборудование: два маленьких мяча: красный и синий; желобок, дощечка. Ход занятия. Педагог
кладет на стол перед ребенком желобок, дощечку и говорит: «Сейчас ты
будешь угадывать, какой мячик покатится – красный или синий». Он кладет
красный мяч на дощечку – мячик лежит; кладет синий мячик на желобок –
мячик катится. Педагог спрашивает: «Какой укатился? Почему?» Затем
ребенку предлагается положить самому – красный шарик на дощечку, а синий
– на желобок. Педагог спрашивает: «А теперь какой шарик укатился?
Почему?» В случае затруднения он повторяет игру с мячиками и объясняет
причину наблюдаемого явления: «Мячик катится по наклонной плоскости (по
желобку), а по прямой плоскости (дощечке) не катится». ИГРА «ПЛАВАЕТ ИЛИ ТОНЕТ?» Оборудование: набор
парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики,
деревянная и металлическая линейки, металлическая и деревянная
пуговицы, деревянный и металлический кораблики, металлическое и
деревянное колечки, деревянное и металлическое колеса, деревянная и
металлическая миски, сачок, бассейн с водой (или таз). Ход занятия. Педагог
рассматривает с детьми предметы, нужные для игры. Затем сообщает им,
что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что тонет. Детям дают
предметы в случайном порядке, а не попарно, и они отвечают заранее,
поплывет ли этот предмет или утонет. Затем дети опускают по одному
предмету в воду. Все вместе наблюдают и говорят: «Плавает!» Те предметы,
что плавают, кладут в одну коробку, а те, которые тонут, – в другую.
При доставании предметов из воды используется сачок. Педагог спрашивает:
«Какие предметы мы клали в эту коробку, а какие – в эту коробку?» Затем
он уточняет: «Теперь посмотрите и скажите: «Какие плавали, а какие
тонули?» Дети делают обобщение: «Деревянные – плавают, а железные
(металлические) – тонут». ИГРА «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ?» Оборудование: два шарика, два кубика. Ход занятия. Педагог
ставит на стол перед ребенком два набора – шарик на кубике. Один шарик
совершенно незаметно для ребенка прикреплен гвоздиком к кубику. Педагог
говорит: «Будем играть с этими игрушками» – и толкает кубик, на котором
незакрепленный шарик. Затем спрашивает ребенка: «Почему упал шарик?»
Выслушав ответ ребенка, педагог спрашивает: «Упадет ли второй шарик,
если сделать то же самое?» Педагог толкает другой кубик. Шарик,
закрепленный на гвоздике, не падает. Педагог спрашивает: «Почему на этот
раз шарик не падает?» Ребенку дается возможность исследовать кубик и
обнаружить причину, которая удержала шарик от падения, и объяснить,
почему шарик не упал. Игра повторяется несколько раз. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО В КОРОБОЧКЕ!» Оборудование: коробка (типа готовальни), закрывающаяся при помощи выдвижного штифта; две разные предметные картинки (рис. 10). ... Ход занятия. Педагог
кладет в открытую коробку незнакомую для ребенка картинку и закрывает
коробку, но штифт остается выдвинутым. Он предлагает ребенку открыть
коробку и посмотреть картинку. После этого педагог кладет в коробку
вторую картинку, захлопывает ее и незаметно для ребенка задвигает штифт.
В случае затруднения педагог помогает ребенку найти причину, почему
коробка не открывается: «Посмотри, что там мешает открыть коробочку?
Давай вместе посмотрим. Вот, здесь что-то есть – это штифт. Давай его
выдвинем. А теперь открывай коробочку». Ребенку предоставляется
возможность самостоятельно несколько раз открыть и закрыть коробочку с
помощью штифта. ... Примечание. Определение
причины нарушений привычного хода явлений уже есть элемент логического
мышления, хотя и разворачивается он в наглядно-действенном плане. ИГРА «УГОСТИ КУКЛУ ЧАЕМ!» Оборудование: кукла; кукольный деревянный стол; кукольная посуда. Ход занятия. Педагог
предлагает ребенку угостить куклу чаем. Кукла сидит на стульчике за
столом. У стола – три ножки, а четвертая, отломанная, лежит недалеко от
стола. Посуда находится на другом столе. (Условия: когда на стол, за
которым сидит кукла, ставят посуду, стол падает). Ребенок должен
обнаружить причину падения стола, т. е. отсутствие одной ножки, найти ее
и вставить на место. Педагог предлагает ребенку напоить куклу чаем. Он
уточняет, что для этого надо на стол поставить посуду. Ребенок берет по
одному предмету и ставит на стол. Когда стол падает, педагог спрашивает:
«Что случилось? Почему упал стол?» При затруднении он помогает ребенку
найти причину падения стола – нет одной ножки. Вместе ищут ножку,
вставляют ее на место, а затем ребенок угощает куклу чаем. Затем педагог
спрашивает: «Что случилось со столом? Почему он упал? Что ты сделал,
чтобы стол не падал?» ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!» Оборудование: комнатное растение, лейка, тряпочка. Ход занятия. Педагог
приглашает ребенка в комнату для занятий. На столе стоит комнатное
растение. В дальнем углу комнаты стоит ведро с водой. (Условие: в
стороне, на другом столе стоит лейка, на дне которой имеется отверстие).
Педагог просит ребенка полить цветок. Ребенок набирает воду в лейку, а
вода выливается через отверстие. Ребенок должен обнаружить причину
выливания воды и найти вспомогательное средство-тряпочку – и догадаться
закрыть ею отверстие, полить цветок. В случае затруднения педагог
помогает ребенку рассмотреть лейку, обнаружить причину нарушения
обычного действия: вода выливается через отверстие. Затем педагог
помогает ребенку закрыть отверстие тряпочкой, и ребенок поливает цветок. После выполнения задания педагог обобщает: «Если вода выливается из лейки, то надо искать, что случилось». ИГРА «КАЧЕЛИ» Оборудование: детские качели; один набор игрушек – утенок и цыпленок; второй – кошка и мышка (рис. 11). ... Ход занятия. Педагог
предлагает ребенку рассмотреть первую пару игрушек – кошку и мышку.
Затем он просит ребенка покатать эти игрушки на качелях. Сторона
качелей, где сидит кошка, опущена, а где мышка – поднята вверх. Педагог
объясняет, что покататься игрушкам не удается: «Кошка – тяжелая, а мышка
– легкая». Потом просит ребенка посадить на качели вторую пару игрушек –
утенка и цыпленка, качели находятся на одном уровне, и можно катать
игрушки. После этого педагог помогает обобщить: «Утенок и цыпленок –
легкие, одинаковые, их можно катать на качелях». ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!» Оборудование: грузовая машина, зайка, строительный набор, гаечный ключ (пластмассовый). Ход занятия. Педагог
показывает ребенку зайку и предлагает построить ему домик. Строительный
набор находится на другой стороне комнаты, поэтому его надо перевезти
на грузовой машине. (Условие: одно колесо в машине не укреплено). Машину
начинают везти, колесо отскакивает, и машина наклоняется на бок, не
едет. Ребенок должен обнаружить, что колесо отскочило, а затем укрепить
колесо гаечным ключом. В случае затруднения педагог помогает ребенку
найти причину, почему наклонилась машина, и устранить поломку. Он
обращает внимание ребенка на то, что укреплять гайки надо гаечным
ключом. Затем игра разворачивается: ребенок перевозит кирпичики для
постройки домика для зайки. ИГРА «ПОКАТАЙ ИГРУШКИ НА КАЧЕЛЯХ!» Оборудование: один набор игрушек – мишка и ежик; второй – зайка и белка. Ход занятия. Педагог
говорит ребенку: «Вот эти игрушки хотят кататься на качелях: давай их
рассмотрим внимательно, какие они». Дает ему в руки по очереди игрушки
по парам так, чтобы ребенок мог сравнить их по весу. Затем педагог
спрашивает ребенка: «Кто же будет кататься на качелях?» Ребенку дается
возможность самому выбрать пару игрушек и посадить их на качели. Если он
выбирает неправильно, ему дают возможность самому убедиться, кого с кем
можно сажать на качели, т. е. выбрать пару игрушек, которых можно
посадить на качели. В конце игры педагог уточняет: «Почему ты выбрал эту
пару игрушек для качелей?» Он помогает ребенку понять, что для качелей
надо подбирать пару игрушек, близких по весу. ИГРА «ЗАКРОЙ ЯЩИК!» Оборудование: игрушка-зайка, ящичек. Ход занятия. Педагог
дает ребенку маленькую игрушку-зайку и предлагает ему придумать загадку
и загадать ее своему сверстнику, который скоро должен войти в учебную
комнату. Чтобы сверстник не увидел зайку, его надо спрятать в ящик.
Незаметно для ребенка педагог заранее вставляет в пазы, в которые
задвигается крышка ящичка, палочку, мешающую закрыть его. Ребенок,
пытаясь закрыть ящик, сталкивается с тем, что крышка не задвигается. Он
должен осознать, что ему что-то мешает, и найти причину помехи, а затем
устранить ее. ... Примечание. Определение
причины нарушения привычного хода явления уже есть элемент логического
мышления, хотя и проявляется в практическом плане. Постепенно педагог
доводит до сознания детей последовательность действий в определенной
ситуации. Важно подчеркнуть, что в процесс решения проблемных
практических задач поэтапно должна включаться речь ребенка. На начальном
этапе речь педагога помогает ребенку действовать целенаправленно по
отношению к заданию, дает ему возможность осознавать собственные
действия. Затем ребенок должен сделать отчет о своих действиях. В случае
затруднения организуется наблюдение ребенка за действиями своего
сверстника, а затем он составляет рассказ о последовательных действиях
сверстника. В дальнейшем ребенок рассказывает о своих предстоящих
действиях в решении наглядно-практической задачи, т. е. у него
формируются элементы планирующей речи. Таким образом,
развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка, необходимо
активно формировать основные функции его речи. Такой подход позволяет
сформировать взаимосвязь между действием и словом, подготовить
предпосылки для развития наглядно-образного мышления, так как слово
помогает детям закрепить опыт действия, а затем и обобщить способ этого
действия, что способствует формированию полноценных
образов-представлений. |