Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 23.04.2024, 12:33

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [26]
АУТЯТА. РОДИТЕЛЯМ ОБ АУТИЗМЕ [40]
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ [21]
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ [15]
Главная » Статьи » "ОСОБЫЕ" ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ » ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Задания на формирование умений выполнять классификацию

Цель – учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Игры и задания «Группировка предметов (картинок)» без образца и без обобщающего слова. Цель – учить детей пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ!»

Оборудование: набор игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки, домики, елочки, зайчики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог показывает детям игрушки и говорит: «Эти игрушки надо разложить в три коробочки. В каждой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коробочку, какие – в другую, а какие – в третью». Если ребенок раскладывает игрушки в произвольном порядке, педагог оказывает ему помощь: «Какие игрушки похожи между собой, выбери их (например матрешки). Чем эти матрешки между собой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: «Подумай, какой колокольчик ты дашь самой большой матрешке». Далее ребенок раскладывает игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи, какие игрушки ты положил в первую коробку, какие – во вторую, а какие – в третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке – самые маленькие игрушки; в другой – побольше, а в третьей – самые большие».

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!»

Оборудование: картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).

Ход занятия. Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае затруднения педагог дает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т. д. После того как ребенок разложит все картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой – мебели, а в третьей – транспорта».

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ!»

Оборудование: набор из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по две; две одинаковые коробочки.

Ход занятия. Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной (не по парам), а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог берет первую пару игрушек – елочки – ставит их рядом и просит детей сравнить: «Чем эти елочки различаются между собой?» Если дети не могут найти основное отличие, педагог обращает внимание детей на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем дети действуют самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ КАРТИНКУ!»

Оборудование: 24 карточки с изображением рыб, птиц и животных (по восемь каждого вида); три конверта.

Ход занятия. Педагог говорит детям: «У меня кто-то перепутал картинки. Надо разложить эти картинки в три конверта так, чтобы картинки были между собой чем-то похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было понятно, какие там лежат картинки». В процесс выполнения задания педагог не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?» и т. д. В случае затруднения педагог дает образцы для раскладывания картинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок одним словом и нарисовать на конверте картинку.

ЗАДАНИЕ «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Оборудование: восемь пар картинок, на которых изображены одни и те же предметы, только одни – в единственном числе, а другие – во множественном: один кубик – три кубика; один цыпленок – пять цыплят; один карандаш – два карандаша; одно яблоко – четыре яблока; одна матрешка – три матрешки; один цветок – восемь цветков; одна вишенка – семь вишенок; одна машинка – шесть машинок.

Ход занятия. Педагог дает ребенку рассмотреть все картинки, а потом предлагает их разложить на две группы: «Разложи их так, чтобы в каждой группе оказались картинки, похожие чем-то между собой». Независимо от того, как ребенок раскладывает картинки, педагог не вмешивается. После того, как ребенок разложил картинки, педагог спрашивает: «Какие картинки ты положил в одну группу, а какие – в другую?» Затем предлагает объяснить принцип группировки. В случае затруднения педагог просит ребенка выбрать одну пару картинок и сравнить их, объяснить, чем они отличаются. После этого снова предлагается разложить картинки по образцу, а затем объяснить принцип группировки.

Настольные игры

«ПОДБЕРИ НЕДОСТАЮЩУЮ КАРТИНКУ»

1. Оборудование: картонный квадрат (15 см × 15 см), разделенный на четыре равные части. В каждой части нарисованы фигуры: сверху – красный и зеленый треугольники, снизу – красный круг, один сектор пустой (7,5 см × 7,5 см). Чтобы заполнить пустой сектор, детям предлагаются карточки с зеленым треугольником, красным треугольником, зеленым кругом и синим кругом (см. прилож. № 7).

2. Оборудование: наборы карт (15 см × 15 см), на каждой нарисованы и наклеены три картинки (7,5 см × 7,5 см) и оставлено место для четвертой. Кроме того, к каждой карте дается набор из четырех картинок (одинаковых для каждого играющего), одну из них ребенок должен выбрать для заполнения пустого сектора. В качестве материала могут использоваться картинки из различных типов лото.

3. Оборудование: на карте сверху изображены катушка с красными нитками и катушка с черными нитками, снизу – колечко с красным камнем и оставлено пустое место. Картинка для выбора: колечко с красным камнем, колечко с черным камнем, катушка с черными нитками и молоток.

4. Оборудование: на карте сверху изображены синий плащ и желтый плащ, снизу – синий зонт и оставлено пустое место. Картинки для выбора: желтый плащ, синий зонт, желтый зонт, бабочка.

5. Оборудование: на карте сверху изображены зеленый мешочек и коричневый мешочек, снизу – зеленая ящерица и пустой квадрат. Картинки для выбора: коричневый мешочек, зеленая ящерица, ягоды.

6. Оборудование: на карте сверху изображены желтая лейка и желтый кран, снизу – белый кран и оставлено пустое место. Картинки для выбора: белая лейка, желтая лейка, желтый кран, елка (см. прилож. № 8).

7. Оборудование: на карте сверху изображены красная ваза и красное ведро, снизу – синее ведро и оставлено пустое место. Картинки для выбора: красное ведро, красная ваза, синяя ваза, слон.

Ход занятия. Педагог предлагает детям игру – подбирать картинки. Сначала он показывает, как это надо делать. Берет карту с одним незаполненным квадратом и картинки с фигурами для выбора. С помощью педагога дети выбирают нужную фигурку (в данном случае это будет карточка с зеленым кругом) и объясняют принцип расположения фигурок: «Сверху две одинаковые фигурки – два треугольника, но разного цвета; внизу тоже одинаковые фигуры – круги – и тоже разного цвета». Заполненный образец остается перед детьми.

Педагог раздает детям другие карты, предлагает подобрать нужные картинки и расположить их так же, как фигурки в образце: сверху одинаковые, но разного цвета, снизу одинаковые, тоже разного цвета. Затем каждому ребенку предлагается набор к первому заданию – из четырех картинок, ориентируясь на образец, нужно выбрать одну. Если ребенок затрудняется с выбором, педагог еще раз обращает его внимание на образец и формулирует принцип решения задачи. Перед четвертым заданием педагог напоминает детям, что теперь надо будет расположить фигурки: сверху – разные, но одного цвета, снизу – разные и тоже одного цвета.

Словесные игры

«ЧТО КРУГЛОЕ, А ЧТО ОВАЛЬНОЕ?»

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру. Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко – круглое, а яичко – овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжовник? Верно, слива – овальная, а крыжовник – круглый». (Помогает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, кабачок-яблоко). В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две группы.

«ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

Ход занятия. Педагог предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает».

Педагог говорит: «Летает». Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог произносит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ» Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ» Игра проводится по аналогии с игрой «Летает не летает».

«ЧТО БЫВАЕТ ВНИЗУ, А ЧТО БЫВАЕТ НАВЕРХУ?» Ход занятия. Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами – небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т. д.). После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«ЧТО БЫВАЕТ СЛАДКИМ?» Ход занятия. Педагог предлагает детям: «Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!» Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон». Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

Оборудование: мяч.

Ход занятия. Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.». Например «Зеленый», – говорит педагог (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите. «Трава», – отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч. «Стол», – отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», – отвечает следующий играющий и говорит: «Железный» и т. д. В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», – отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«ЧЕМ ПОХОЖИ?»

Ход занятия. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи. Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».

Игры на исключение четвертого «лишнего» слова

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»

Ход занятия. Педагог говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяснить принцип группировки.

«УГАДАЙ, КАКОЕ СЛОВО НЕ ПОДХОДИТ!» Ход занятия. Педагог говорит, что эта игра похожа на предыдущую, только здесь слова объединяются по-другому. Далее он объясняет: «Я назову слова, а вы подумайте, чем три слова похожи, а одно не похоже. Назови «лишнее» слово». Педагог говорит: «Кот, дом, нос, машина. Какое слово не подходит?» В случае затруднения он сам сравнивает эти слова по звуковому составу. Затем предлагает детям другой ряд слов: лягушка, бабушка, уточка, кот; барабан, кран, машина, малина; береза, собака, волк, котенок и т. д. Педагог в каждом предложенном ряду слов помогает ребенку сравнить слова по слоговому составу.

«ПРИДУМАЙ СЛОВО!» Ход занятия. Педагог предлагает детям придумать слова на определенный звук: «Сейчас мы с вами узнаем из чего состоят слова. Я говорю: са-са-са – вот летит оса. Ши-ши-ши – вот какие малыши. В первом случае я много повторял(а) звук «с», а во втором какой звук я называла больше всех? – Верно звук «ш». Теперь вы придумайте слова со звуком «с». Первое слово я назову – «сахар», а теперь вы называете слова со звуком «с». Затем по аналогии продолжается игра со звуком «ш».

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!» Ход занятия. Педагог говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, шишка, платье, шапка; трактор, корзина, резина, бузина; река, репа, свекла, морковь; книга, кран, мяч, кошка; вода, ручка, вахтер, вата». В случае затруднения он медленно повторяет определенный набор слов и помогает ребенку выделить в словах общий звук. При повторном проведении игры педагог предлагает детям различные варианты заданий на исключение четвертого «лишнего».

Категория: ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ | Добавил: admin (20.03.2016)
Просмотров: 1530 | Теги: интеграция особых детей, дети с отклонениями в развитии в де, обучение детей с функциональными ог, занятия с детьми с отклонениями в р | Рейтинг: 0.0/0
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru