Цель
– учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять
предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих
признаков. Игры и задания «Группировка предметов (картинок)» без
образца и без обобщающего слова. Цель – учить детей пользоваться
наглядной моделью при решении элементарных логических задач на
классификацию. ИГРА «РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ!» Оборудование: набор
игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки,
домики, елочки, зайчики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки. Ход занятия. Педагог
показывает детям игрушки и говорит: «Эти игрушки надо разложить в три
коробочки. В каждой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между
собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коробочку, какие – в
другую, а какие – в третью». Если ребенок раскладывает игрушки в
произвольном порядке, педагог оказывает ему помощь: «Какие игрушки
похожи между собой, выбери их (например матрешки). Чем эти матрешки
между собой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает
ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: «Подумай, какой
колокольчик ты дашь самой большой матрешке». Далее ребенок раскладывает
игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи,
какие игрушки ты положил в первую коробку, какие – во вторую, а какие – в
третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке – самые
маленькие игрушки; в другой – побольше, а в третьей – самые большие». ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!» Оборудование: картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида). Ход занятия. Педагог
показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько
групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае
затруднения педагог дает ребенку в качестве основания группировки
инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай
посмотрим, где здесь мебель» и т. д. После того как ребенок разложит все
картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В
одной группе все картинки с изображением посуды, в другой – мебели, а в
третьей – транспорта». ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ!» Оборудование: набор
из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни –
деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки,
тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по две; две одинаковые
коробочки. Ход занятия. Педагог
рассматривает с ребенком все игрушки по одной (не по парам), а затем
говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой
коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае
затруднения педагог берет первую пару игрушек – елочки – ставит их рядом
и просит детей сравнить: «Чем эти елочки различаются между собой?» Если
дети не могут найти основное отличие, педагог обращает внимание детей
на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем дети действуют
самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной
коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые». ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ КАРТИНКУ!» Оборудование: 24 карточки с изображением рыб, птиц и животных (по восемь каждого вида); три конверта. Ход занятия. Педагог
говорит детям: «У меня кто-то перепутал картинки. Надо разложить эти
картинки в три конверта так, чтобы картинки были между собой чем-то
похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было
понятно, какие там лежат картинки». В процесс выполнения задания педагог
не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того
как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие
картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?»
и т. д. В случае затруднения педагог дает образцы для раскладывания
картинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок
одним словом и нарисовать на конверте картинку. ЗАДАНИЕ «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ» Оборудование: восемь
пар картинок, на которых изображены одни и те же предметы, только одни –
в единственном числе, а другие – во множественном: один кубик – три
кубика; один цыпленок – пять цыплят; один карандаш – два карандаша; одно
яблоко – четыре яблока; одна матрешка – три матрешки; один цветок –
восемь цветков; одна вишенка – семь вишенок; одна машинка – шесть
машинок. Ход занятия. Педагог
дает ребенку рассмотреть все картинки, а потом предлагает их разложить
на две группы: «Разложи их так, чтобы в каждой группе оказались
картинки, похожие чем-то между собой». Независимо от того, как ребенок
раскладывает картинки, педагог не вмешивается. После того, как ребенок
разложил картинки, педагог спрашивает: «Какие картинки ты положил в одну
группу, а какие – в другую?» Затем предлагает объяснить принцип
группировки. В случае затруднения педагог просит ребенка выбрать одну
пару картинок и сравнить их, объяснить, чем они отличаются. После этого
снова предлагается разложить картинки по образцу, а затем объяснить
принцип группировки. Настольные игры «ПОДБЕРИ НЕДОСТАЮЩУЮ КАРТИНКУ» 1.
Оборудование: картонный квадрат (15 см × 15 см), разделенный на четыре
равные части. В каждой части нарисованы фигуры: сверху – красный и
зеленый треугольники, снизу – красный круг, один сектор пустой (7,5 см ×
7,5 см). Чтобы заполнить пустой сектор, детям предлагаются карточки с
зеленым треугольником, красным треугольником, зеленым кругом и синим
кругом (см. прилож. № 7). 2. Оборудование: наборы карт (15 см × 15
см), на каждой нарисованы и наклеены три картинки (7,5 см × 7,5 см) и
оставлено место для четвертой. Кроме того, к каждой карте дается набор
из четырех картинок (одинаковых для каждого играющего), одну из них
ребенок должен выбрать для заполнения пустого сектора. В качестве
материала могут использоваться картинки из различных типов лото. 3.
Оборудование: на карте сверху изображены катушка с красными нитками и
катушка с черными нитками, снизу – колечко с красным камнем и оставлено
пустое место. Картинка для выбора: колечко с красным камнем, колечко с
черным камнем, катушка с черными нитками и молоток. 4.
Оборудование: на карте сверху изображены синий плащ и желтый плащ, снизу
– синий зонт и оставлено пустое место. Картинки для выбора: желтый
плащ, синий зонт, желтый зонт, бабочка. 5. Оборудование: на карте
сверху изображены зеленый мешочек и коричневый мешочек, снизу – зеленая
ящерица и пустой квадрат. Картинки для выбора: коричневый мешочек,
зеленая ящерица, ягоды. 6. Оборудование: на карте сверху
изображены желтая лейка и желтый кран, снизу – белый кран и оставлено
пустое место. Картинки для выбора: белая лейка, желтая лейка, желтый
кран, елка (см. прилож. № 8). 7. Оборудование: на карте сверху
изображены красная ваза и красное ведро, снизу – синее ведро и оставлено
пустое место. Картинки для выбора: красное ведро, красная ваза, синяя
ваза, слон. Ход занятия. Педагог
предлагает детям игру – подбирать картинки. Сначала он показывает, как
это надо делать. Берет карту с одним незаполненным квадратом и картинки с
фигурами для выбора. С помощью педагога дети выбирают нужную фигурку (в
данном случае это будет карточка с зеленым кругом) и объясняют принцип
расположения фигурок: «Сверху две одинаковые фигурки – два треугольника,
но разного цвета; внизу тоже одинаковые фигуры – круги – и тоже разного
цвета». Заполненный образец остается перед детьми. Педагог
раздает детям другие карты, предлагает подобрать нужные картинки и
расположить их так же, как фигурки в образце: сверху одинаковые, но
разного цвета, снизу одинаковые, тоже разного цвета. Затем каждому
ребенку предлагается набор к первому заданию – из четырех картинок,
ориентируясь на образец, нужно выбрать одну. Если ребенок затрудняется с
выбором, педагог еще раз обращает его внимание на образец и формулирует
принцип решения задачи. Перед четвертым заданием педагог напоминает
детям, что теперь надо будет расположить фигурки: сверху – разные, но
одного цвета, снизу – разные и тоже одного цвета. Словесные игры «ЧТО КРУГЛОЕ, А ЧТО ОВАЛЬНОЕ?» Ход занятия. Педагог
предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и
овальной формы. Ребенок начинает игру. Если он не может назвать, педагог
начинает: «Я вспомнил, яблоко – круглое, а яичко – овальное. Теперь ты
продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжовник? Верно,
слива – овальная, а крыжовник – круглый». (Помогает ребенку называть
предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик,
вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан,
подсолнух-семечко, кабачок-яблоко). В случае затруднения педагог
показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две
группы. «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ» Ход занятия. Педагог
предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово
«летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не
летает». Педагог говорит: «Летает». Дети называют: «Ворона, самолет,
бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог произносит:
«Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака,
карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не
летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с
детьми. Игру можно проводить на прогулке. «СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ» Игра проводится по аналогии с предыдущей. «ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ» Игра проводится по аналогии с игрой «Летает не летает». «ЧТО БЫВАЕТ ВНИЗУ, А ЧТО БЫВАЕТ НАВЕРХУ?» Ход занятия. Педагог
предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если
дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами –
небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще
бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь
подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где
растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т.
д.). После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы,
которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу. «ЧТО БЫВАЕТ СЛАДКИМ?» Ход занятия. Педагог
предлагает детям: «Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает
сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать:
«Стоп!» Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон». Дети
внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся».
Затем дети сами называют то, что бывает сладким. «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО» Оборудование: мяч. Ход занятия. Педагог,
держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет
правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из
вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета.
Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следующему. Тот
тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.». Например
«Зеленый», – говорит педагог (делает маленькую паузу, давая детям
возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите.
«Трава», – отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.
Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов
одинакового цвета много. Основным признаком для классификации может
быть не только цвет, но и качество предмета. Начинающий говорит,
например: «Деревянный», и бросает мяч. «Стол», – отвечает ребенок,
поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», – отвечает
следующий играющий и говорит: «Железный» и т. д. В следующий раз за
основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и
бросает мяч любому играющему. «Солнце», – отвечает тот и называет другую
форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот
называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает
какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз,
поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру
можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько
предметов. «ЧЕМ ПОХОЖИ?» Ход занятия. Педагог
предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между
собой чем-то похожи. Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы
думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой
похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи
между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой
предмета». Игры на исключение четвертого «лишнего» слова «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!» Ход занятия. Педагог
говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не
подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово».
Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул;
ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус;
волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко,
елка, морковь, огурец. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог
просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу
слов, т. е. объяснить принцип группировки. «УГАДАЙ, КАКОЕ СЛОВО НЕ ПОДХОДИТ!» Ход занятия. Педагог
говорит, что эта игра похожа на предыдущую, только здесь слова
объединяются по-другому. Далее он объясняет: «Я назову слова, а вы
подумайте, чем три слова похожи, а одно не похоже. Назови «лишнее»
слово». Педагог говорит: «Кот, дом, нос, машина. Какое слово не
подходит?» В случае затруднения он сам сравнивает эти слова по звуковому
составу. Затем предлагает детям другой ряд слов: лягушка, бабушка,
уточка, кот; барабан, кран, машина, малина; береза, собака, волк,
котенок и т. д. Педагог в каждом предложенном ряду слов помогает ребенку
сравнить слова по слоговому составу. «ПРИДУМАЙ СЛОВО!» Ход занятия. Педагог
предлагает детям придумать слова на определенный звук: «Сейчас мы с
вами узнаем из чего состоят слова. Я говорю: са-са-са – вот летит оса.
Ши-ши-ши – вот какие малыши. В первом случае я много повторял(а) звук
«с», а во втором какой звук я называла больше всех? – Верно звук «ш».
Теперь вы придумайте слова со звуком «с». Первое слово я назову –
«сахар», а теперь вы называете слова со звуком «с». Затем по аналогии
продолжается игра со звуком «ш». «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!» Ход занятия. Педагог
говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не
подходит: кошка, шишка, платье, шапка; трактор, корзина, резина, бузина;
река, репа, свекла, морковь; книга, кран, мяч, кошка; вода, ручка,
вахтер, вата». В случае затруднения он медленно повторяет определенный
набор слов и помогает ребенку выделить в словах общий звук. При
повторном проведении игры педагог предлагает детям различные варианты
заданий на исключение четвертого «лишнего». |