Цель
– учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их
свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом
существенный признак.Рассказы-задачи
«ПОМОГИ ПОСТАВИТЬ ПО РОСТУ!»
Ход занятия. Педагог
рассказывает: «У девочки Ани был день рождения. Ей подарили матрешку.
Аня ее раскрыла и увидела, что там целых пять матрешек. Она захотела их
поставить по росту, но перепутала. Расскажи Ане, как ей расставить
матрешек по росту». В случае затруднения педагог начинает говорить:
«Надо вначале на первое место поставить самую большую матрешку, а потом
какую?» Ребенок продолжает: «На второе место – немного поменьше
матрешку, а на третье место, посредине, поставить среднюю. На четвертое
место – еще меньшую, а на пятое, последнее, – самую маленькую». После
того, как ребенок расскажет сам, ему предлагают рассказать Ане, как
можно расставить матрешек по-другому: от маленькой до самой большой
(«Какую матрешку надо поставить на первое место? А на второе место
какую?» и т. д.). В случае затруднения ребенку надо дать пятиместную
матрешку, предложить расставить матрешек по росту, а потом помочь
рассказать, какая матрешка на каком месте стоит.
«НОВОСЕЛЬЕ У МАТРЕШЕК»
Ход занятия. Педагог
рассказывает: «Матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою
квартиру. Самая маленькая – на первом этаже; на втором – немного
побольше; на третьем – еще побольше, средняя матрешка; на четвертом –
еще побольше, а на пятом, последнем этаже – самая большая. Они
порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и
забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры.
Расскажите им, где их квартиры».
В случае затруднения педагог задает
уточняющие вопросы: «Кто же живет на первом этаже, а кто на втором?»
Можно создать игровую ситуацию и организовать практический опыт детей, а
потом предложить им рассказать по реальной ситуации, где живет какая
матрешка. Затем можно предложить детям зарисовать эту ситуацию и
рассказать о ней.«ДОМИКИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»
Ход занятия. Педагог
рассказывает: «В зоопарке жили разные животные: медведь, волк, лиса,
заяц и ежик. Им для зимовки построили домики, разные по величине.
Вначале поставили первый, самый маленький. Потом немного побольше.
Третий – еще больше. А четвертый – еще больше. Пятый построили самый
большой. Расскажи, в каком домике может поселиться каждый из этих
зверей. Почему?» В случае затруднения можно организовать постройку этих
домиков, обыграть ситуацию и предложить ребенку рассказать, каких зверей
куда он поселил. Почему?
Настольные игры Цель – учить детей
раскладывать изображения предметов в определенной последовательности,
ориентируясь на качество предметов.«КТО СТАРШЕ?»
Оборудование: наборы
карточек с изображением следующих персонажей: дедушки, мужчины,
школьника, дошкольника, младенца; на обратной стороне – полоски разной
длины: самая длинная изображает дедушку, короче – мужчину, еще короче
школьника и т. д. (рис. 84).
...
«ЧТО ТЕПЛЕЕ?»
Оборудование: наборы
карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее
пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне –
полоски соответствующей длины (рис. 85).
...
«ЧТО ЯРЧЕ СВЕТИТ?»
Оборудование: наборы
карточек с изображением следующих приборов для освещения: свеча,
настольная лампа, люстра, прожектор, солнце; на оборотной стороне –
полоски соответствующей длины (рис. 86).
...