Слово «агрессивный» принято соотносить с чем-то
негативным. Однако авторы этой книги сознательно решили использовать это
понятие в качестве обозначения одного из путей установления контакта
детьми с нарушениями развития, посещающими обычный детский сад. В первые
месяцы пребывания в саду Штефан, Свен и Тургут ведут себя агрессивно.
Эти мальчики дерутся, бьют детей ногами, щиплются, толкаются, плюются,
обзываются. Столкновение с подобным типом поведения – очень сложная
ситуация для воспитательниц и для других детей.
Какие причины кроются за агрессивными поступками детей?
Райнер Винкель (Winkel, R., 1993, S. 8) приводит пять различных
смысловых обоснований детской и юношеской агрессии.
1. Агрессия как игра
Цель: испытание своей силы, радость победы Опасность: игра может иметь серьезные последствия, зачастую кровавые!
2. Агрессия как защита от опасности
Цель: преодоление страха, стремление защитить себя Опасность: истребление противника!
3. Агрессия как следствие разочарования Цель:
компенсация за поражение и унижение Опасность: удовлетворение и
компенсация за счет мести!
4. Агрессия как разведывательное действие
Цель: освоение собственных границ и границ окружающих Опасность: эгоистическое стремление к власти!
5. Агрессия как искажение стремления к любви Цель: поиски внимания, заботы, любви
Опасность: удовлетворение и компенсация за счет «негативного» внимания!
Важно: агрессивные действия нельзя назвать ни
«хорошими», ни «плохими», они амбивалентны по своей сути. Лишь то, как
эти действия осуществляются, может быть деструктивным или
конструктивным: каждое агрессивное мнение или действие сообщает мне
что-то, но, к сожалению, часто в искаженной форме...
Провоцируя конфликт, Штефан показывает язык
и толкает девочку. Свен отталкивает детей от себя, обзывает их и не
хочет делиться игрушками. Тургут бьет ногами детей, которые к нему
подходят, наступает на свои постройки из кубиков и корчит гримасы. С
первого взгляда на социальное и игровое поведение этих мальчиков
становится ясно: Штефан, Свен и Тургут ведут себя агрессивно. Однако
наблюдение за их игрой в детском саду в течение года позволяет сделать
еще один вывод. Из всех 11 детей с нарушениями именно эти три мальчика
чаще остальных плачут и кажутся грустными и несчастными. Избранный ими
способ установления контакта обречен на провал. Другие дети либо боятся
их и убегают прочь, либо защищаются и тоже начинают действовать
агрессивно.
Воспитательницы не могут доподлинно исследовать причины
агрессивного поведения ребенка. Они, как правило, имеют достаточно
ограниченные сведения о его семейной ситуации. Ответ на вопрос:
«Насколько агрессивный тип поведения сознательно или неосознанно перенят
тем или иным ребенком от родителей, братьев и сестер или прочих лиц?» –
носит здесь скорее характер предположения. Есть и еще один, не менее
важный, вопрос: «Существует ли связь между нарушениями развития ребенка и
его агрессивным поведением?» Подобные вопросы должны затрагиваться и
обсуждаться в совместном разговоре родителей, врачей и лечебных
педагогов.
Способ агрессивного установления контакта со стороны
особого ребенка, безусловно, создает много трудностей для окружающих,
буквально «бросает вызов» детям и воспитателям.
На основании своих знаний, умений и практического опыта
воспитательницы могут повлиять на повышение самооценки агрессивных детей
и на усиление их чувства самосознания. Формирование умения делать
выводы из конфликтов, возникновение чувства успешности, положительная
оценка действий, обучение определенным правилам и их соблюдению,
возможность исправления своих ошибок, а не наказание приводят к тому,
что ребенок начинает меняться. Укрепляется его вера в себя, растет
доверие к окружающим, и постепенно негативные, агрессивные поведенческие
навыки отступают на второй план. Дети в возрасте от 3 до 6 лет
реагируют на агрессивное поведение сверстников не только разумом, но и
спонтанно, в соответствии со структурой своей личности. Когда в группе
детского сада возникает конфликтная ситуация, связанная с агрессией, то
во многом от педагогической чуткости воспитательницы и от ее умения
принимать решения зависит, смогут ли участники конфликта вынести из нее
урок и получить положительный опыт. Пример из практики: в первые недели
пребывания в детском саду Тургут проявляет интерес к строительству из
кубиков. Он с некоторого расстояния наблюдает за детьми, занятыми игрой.
Затем он подбегает к ковру, на котором они играют, и разрушает все
постройки. Воспитательницы наблюдают за ним и принимают решение
действовать следующим образом. Когда Тургут что-нибудь разрушает, с ним
заговаривает воспитательница. Она обсуждает с ним то, что произошло, и
объясняет детям, что Тургут хотел бы играть вместе с ними, но пока не
знает, как это делать. Воспитательница садится на ковер для игры в
кубики рядом с Тургутом и играет с ним. Мальчик принимает ее как
партнера по игре. Через несколько дней Тургут уже может строить домики
из конструктора «Лего» вместе с ней и еще с одним мальчиком. Дети
протягивают друг другу кубики.
Через месяц Тургут уже сам, без воспитательницы, может
принимать участие в общей игре в кубики. Он стал менее агрессивным.
Теперь ему удается дружелюбно вступать в контакт с другими детьми. Если
Тургут хочет взять кубик, лежащий рядом с другим мальчиком, он
дотрагивается до этого ребенка, улыбается ему и протягивает руку. |