Давай строить башню из кубиков!
Утро в детском саду. Андреас – мальчик с
церебральным параличом, сопровождающимся общим отставанием в развитии,
наблюдает за тем, как воспитательница играет с тремя детьми в настольную
игру. Задача игры —строительство башен.
«Камни» для строительства каждый игрок должен добыть
самостоятельно, выполняя различные задания. Через несколько минут
Андреас отворачивается от играющих, идет к шкафу с игрушками и берет
оттуда несколько кубиков разного размера. Он кладет их на мат из
пенопласта, лежащий на середине комнаты. Андреас садится, скрестив ноги,
и начинает строить башни из кубиков. За его действиями наблюдает один
из обычных детей. Андреас жестом подзывает его, и они начинают вместе
строить башни, а затем ломать их. Мальчики радуются, смеются; они
дополняют друг друга в игре. Чуть позже мальчики встают и пытаются найти
в комнате другие кубики. Через 15 минут они заканчивают игру и по
просьбе воспитательницы относят кубики на место. Эта ситуация
показывает, как особый ребенок может придумать игру на конструирование и
играть в нее вместе с обычным мальчиком. В качестве игрового средства
здесь выступают кубики. Такая игра способствует тренировке и развитию
фантазии, мелкой моторики, терпения, речевых навыков, умения идти
навстречу и учитывать интересы другого. Игрушки выполняют здесь
«педагогическую» функцию, предоставляя возможность особым и обычным
детям лучше узнать окружающий мир. Они воздействуют на психомоторную,
когнитивную, эмоциональную и социальную сферы, способствуя их развитию в
соответствии с индивидуальными задатками ребенка. Существуют ли «интегративные» игрушки?
Какими должны быть игрушки в интегративных детских садах?
Они должны быть как можно более
универсальными, т.е. такими, чтобы с их помощью можно было играть в
самые разные игры (двигательные игры, игры в строительство, ролевые игры
и т. п.).
Они должны подходить детям с различной степенью развития
сенсомоторных способностей (зрения, слуха, осязания, хватания,
двигательных способностей).
Они должны стимулировать возникновение общих игр (ролевых игр и игр с правилами).
Они должны иметь по возможности гибкую форму и изменяемые свойства поверхности (природные материалы, остатки тканей и пр.).
Они должны стимулировать двустороннее установление контакта (например, пальчиковые куклы, карманные фонарики).
Они должны предоставлять возможность обычным и особым детям выражать свои чувства и реализовывать свои идеи.
Перечисленным требованиям должны отвечать
все игровые средства, имеющие педагогическую ценность. Но что тогда
отличает «интегративные» игрушки от прочих? Для выяснения этого вопроса
была создана специальная рабочая группа из воспитательниц. Члены группы
пришли к выводу: в интегративной группе детского сада в принципе могут
быть использованы любые игрушки. Нет решений, одинаково правильных для всех
Выбор и использование игровых средств в
интегративных детских садах не может производиться по какому-то единому
шаблону. В целом здесь действует правило: иногда лучше меньше, да лучше!
В наш потребительский век мы можем «задавить» детскую игру избытком
игрушек. В целях стимулирования игровой деятельности игрушки должны
тщательно отбираться в соответствии с потребностями ребенка.
Все дети – и особые, и обычные – проходят в своем
развитии различные стадии. Мискес (Mieskes, H., 1974, S. 93) отмечает:
«В наше время детство и отрочество отличает то, что дети одних лет
теперь больше, чем раньше, различаются уровнем развития. Следствие:
игрушки, которые можно рекомендовать определенным детям такого-то
возраста как соответствующие их интеллектуальному уровню, могут уже или
еще не подходить другим детям того же возраста». Решение о том, каким
детям какие игровые средства могут быть предложены, должны принимать
воспитатели. В особенности это касается выбора игрушек для интегративной
игры. Внимательное наблюдение за особым ребенком позволяет ответить на
вопрос, какие игровые средства подходят этому ребенку на его теперешней
стадии развития.
В начале своего пребывания в детском саду Тургут не в
состоянии сделать ни шага. Он, как вкопанный, стоит на одном месте и не
двигается. Его крупные и мелкие движения – очень неуклюжие, беспомощные.
Футбольный мяч, наряду с другими факторами (игровое и социальное
поведение воспитательниц и детей; игровые и познавательные процессы, в
которые вовлечен Тургут), способствует тому, что мальчик начинает
«бегать». Сначала он ходит, просто подталкивая мяч вперед. Постепенно он
учится лучше обращаться с мячом. Его движения становятся все более
свободными и гибкими. Через полгода после начала посещения детского сада
он уже играет в футбол вместе с другими детьми. |