Наблюдение за игрой, наряду с созданием игровой
среды, – важная предпосылка к тому, чтобы воспитатель мог учитывать в
своей деятельности моменты, имеющие отношение к игровой педагогике.
Однако непрофессиональное наблюдение слишком субъективно – это,
наверное, может подтвердить каждый. К примеру, нужно рассказать, как
пройти куда-нибудь, или описать какую-нибудь местность. Если попросить
сделать это пять или шесть человек, мы скорее всего получим пять или
шесть различных описаний. Произойдет это не только потому, что у каждого
человека – своя манера речи, но и потому, что люди ориентируются в
своем описании на то, что они восприняли, а восприятие у каждого
человека свое.
Любителю
природы деревья и полянки бросятся в глаза скорее, чем человеку,
увлекающемуся техникой, который даже за городом обратит внимание на
высоковольтные линии, фабричные трубы и строительные краны, виднеющиеся
вдалеке. Тот, кто дома или на работе много занимается с детьми,
наверное, в первую очередь заметит играющих неподалеку детишек,
песочницу или трехколесный велосипед, оставленный на обочине. А вот этот
эффект знаком практически всем: бывает, что ты уже раз двадцать ходил
по одной и той же дороге, но на двадцать первый вдруг впервые замечаешь
какой-нибудь указатель, магазин, дерево, забор или что-нибудь другое,
что вообще-то было на этом пути всегда. Часто бывает так, что в силу
специальных знаний человек замечает что-нибудь, чего-то другого,
наоборот, не видит. Индивидуальное восприятие «важных» вещей, каждый раз
разных в зависимости от человека, или восприятие одним и тем же
человеком различных вещей (в зависимости от его внутреннего состояния)
иногда называют «ошибками наблюдения». Эти ошибки в более или менее
выраженном виде совершаются всегда; они тем серьезнее, чем сложнее
контекст восприятия.
Насколько многообразны зрительные и акустические
впечатления от группы детского сада, может подтвердить каждый, кто
когда-либо заходил туда во время занятий. Ситуацию осложняет тот факт,
что воспитательницы всегда являются частью того, за чем они хотят
наблюдать. Они – участники происходящего, что негативно сказывается на
объективности наблюдения. Участвуя в игре, нужно полностью войти в нее,
но в то же время нужно занять позицию стороннего наблюдателя. Очевидно,
что в такой ситуации ошибки наблюдения появляются очень часто.
Чтобы избежать таких ошибок и иметь возможность оценить
ситуацию максимально объективно, необходимо произвести целенаправленное,
хорошо продуманное, наблюдение, значительно отличающееся от наблюдения
неподготовленного. Для этого помимо основательной подготовки требуется
инструмент, позволяющий фиксировать результаты работы. Этот инструмент, с
одной стороны, должен способствовать объективизации, а с другой –
должен быть прост в обращении, легко применим даже в сложных условиях
(итак, никаких многоуровневых, подробных психологических анкет!). В
качестве такого инструмента У. Хаймлих разработал форму протокола,
позволяющую дистанцироваться от игры и наблюдать за происходящим.
Протокол был испробован на практике и в целом одобрен воспитательницами.
Он позволяет фиксировать игровое поведение ребенка на протяжении
определенного времени.
После максимально подробного описания игрового поведения
ребенка должна быть проведена оценка результатов наблюдения с целью
разработки плана дальнейших действий педагогов. Подобную оценку лучше
всего проводить в ходе коллегиального обсуждения.
Следующая схема содержит отдельные стадии наблюдения за
игрой (планирование, наблюдение, описание и оценка) и дает представление
о необходимых этапах работы.
|