Направления
работы по социально-бытовой ориентации детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.
Культура поведения.
• Осанка
при ходьбе; в положении стоя и сидя
• Форма
обращения к старшим
• Форма
обращения к сверстникам при встрече и расставании
• Обращение
с просьбой
•
Разговор со старшими и сверстниками.
Практические
занятия
• Сюжетно-ролевая
игра
•
Жизненные ситуации «Правила поведения в …»
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны знать:
·
требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя;
·
правила поведения при встрече и расставании;
·
формы обращения;
2.
Личная гигиена.
• Правила
личной гигиены
• Закаливание,
правила и приемы выполнения (обтирание влажным полотенцем, купание под душем,
зарядка)
• Содержание
в чистоте личных вещей (зубная щетка, расческа, мочалка, полотенце)
• Гигиена зрения; как правильно смотреть телевизор.
•
Уход за глазами; ушами; протирание, промывание.
Практические
занятия
• Утренний
туалет
•
Тренинг «Смотрим телевизор»
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для
сохранения и укрепления здоровья;
Должны
уметь выполнять утренний и вечерний туалет, причесывать волосы.
3.
Одежда
• Виды одежды, назначение.
• Головные
уборы, назначение.
• Повседневный
уход за одеждой.
• Сезонная
одежда.
•
Сушка, уход за сезонной одеждой.
Практические
занятия
•
Чистка одежды;
•
Приемы одевания рубашки, брюк, пальто;
• Застегивания
пуговиц;
•
Застегивания молний.
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны иметь представление о том, почему нужно содержать в чистоте одежду.
Должны уметь подбирать одежду, головные уборы по сезону; различать одежду в
зависимости от её назначения (повседневная, спортивная, праздничная)
Сушить мокрую одежду; чистить одежду.
4.
Обувь
• Виды обуви, её назначение.
•
Уход за обувью;
•
Сезонная обувь;
Практические
занятия
• Сушка
обуви;
•
Приемы одевания носок, обуви;
• Шнуровка
обуви
•
Завязывание шнурков
Основные
требования к умениям детей:
·
Дети должны иметь представление о том, почему нужно содержать в чистоте обувь.
·
Должны подбирать обувь по сезону, различать обувь в зависимости от её
назначения; сушить мокрую обувь.
5.
Питание
• Продукты питания. Обзор.
•
Разнообразие продуктов питания;
•
Приготовление пищи; время приема пищи
• Питание
на завтрак
• Питание
на обед
• Питание
на ужин
• Кухонные
принадлежности
• Приборы
(кухонные)
•
Посуда: кухонная, столовая, чайная
Практические
занятия
• Правила
безопасности
• Место
приготовления пищи, оборудование
• Способы
хранения продуктов питания
• Приготовление:
бутербродов, салата, винегрета
• Правила
пользования посудой
• Сервировка
стола: к завтраку, обеду
•
Уход за посудой
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека,
о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания. Должны уметь
пользоваться ножом, нарезать вареные овощи накрывать на стол с учетом
конкретного меню.
6.
Жилище
•
Виды жилых помещений в городе и селе
•
Жилой дом. Его устройство. Подсобные помещения.
•
Квартира. Варианты квартир. Подсобные помещения.
•
Адрес дома; нашего детского сада
•
Гигиенические требования к жилому помещению; меры их обеспечения
•
Повседневная уборка жилья: сухая, влажная
Практические
занятия:
•
Сухая уборка помещения.
•
Влажная уборка помещения.
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны уметь производить влажную и сухую уборку помещения.
7.
Медицинская помощь
•
Медицинские учреждения: поликлиника, аптека, больница.
•
Работники медицинских учреждений: врачи, медсестра.
•
Виды медицинской помощи: «скорая помощь», амбулатория.
•
Домашняя аптечка. Термометр.
•
Уход за больными.
Практические
занятия:
• Экскурсия
в аптеку.
•
Экскурсия в поликлинику.
•
Упражнения в уходе за больным.
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны иметь представление о назначении поликлиники, аптеки;
8.
Семья
• Состав семьи. Родственные отношения.
•
Имена, возраст, место работы членов семьи.
•
Личные взаимоотношения в семье.
•
Помощь родителям в семье. Обязанности ребенка в семье.
Практические
занятия:
•
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
•
Ситуации
•
Проведение игр данных детей с детьми младшего возраста.
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны иметь представление о понятии «Семья», о составе семьи, о распределении
хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи, должны знать состав
своей семьи, имена родителей, близких родственников, правила поведения в семье;
уметь объяснять детям младшего возраста правила игр и играть с ними.
9.
Транспорт
•
Проезд в детский сад (маршрут, виды транспорта)
•
Поведение в транспорте, поведение на улице.
•
Правила дорожного движения
•
Транспорт. Вокзал.
Практические
занятия:
•
Экскурсия на улицы города.
•
Экскурсия на вокзал.
•
Сюжетно-ролевые игры: Автобус, Маршрутное такси, Трамвай, Троллейбус.
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны уметь соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать
правила дорожного движения.
10.
Торговля
•
Разнообразие торговых учреждений. Назначение магазинов.
•
Продовольственный магазин. Назначение. Виды товаров.
•
Промтоварный магазин. Назначение. Виды товаров.
• Рынок.
Отделы рынка.
•
Супермаркет. Назначение. Виды товаров.
•
Порядок приобретения товаров в магазине, на рынке.
Практические
занятия:
•
Экскурсия в продовольственный магазин.
•
Экскурсия в промтоварный магазин.
•
Экскурсия на рынок.
•
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «На рынке»
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны уметь выбирать продукты для приготовления пищи, соблюдать правила
поведения в магазине, на рынке
11.
Средства связи
•
Основные средства связи: почта, телеграф, междугородняя связь, телефон.
Практические
занятия:
•
Экскурсия на почту
•
Пользование телефоном
Основные
требования к умениям детей:
Дети
должны различать основные средства связи, уметь пользоваться домашним телефоном
и культурно разговаривать по телефону.
12.
Учреждения и организации
•
Школа, другие учреждения города. Их назначение.
Практические
занятия:
•
Экскурсия по детскому саду.
•
Экскурсия в школу.
•
Экскурсии в различные службы: ремонт часов, ремонт обуви, пошив и ремонт
одежды, химчистка, прачечная, библиотека.
Основные
требования к умениям:
Дети
должны иметь представление о назначении детского сада, школы и предприятий
бытового обслуживания и видах оказываемых ими услуг, уметь обращаться с
вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания. |