Семейная социализация родителей особых детей до
начала посещения ребенком детского сада по месту жительства, как
правило, протекает совсем иначе, нежели социализация родителей обычных
детей. Заботы, страхи, чувство вины, общение с врачами, пребывание
ребенка в больницах, поиск нового ритма жизни и привыкание к нему
отнимают у родителей очень много сил. Как правило, «внутреннее состояние
и поведение родителей особого ребенка в первые годы его жизни
ознаменовано борьбой за принятие и осознание новой жизненной ситуации». Поступление ребенка в детский сад
приходится на самый разгар этого процесса «преодоления кризиса».
Решающим для всех родителей, и в особенности для родителей особых детей,
является их шаг навстречу друг другу. Общение родителей обычных и
особых детей – исходная предпосылка интегративной работы и общей жизни.
Встречи и разговоры дают возможность иначе оценить
будничные тяготы. Осознание того, что мы не одни с нашими проблемами и
заботами, может помочь нам в поиске ответов и решений. Одним из таких
решений является интеграция по месту жительства.
Для родителей подобная интеграция означает следующее:
? шаг из изоляции – шаг к общности
? контакт с воспитательницами, другими родителями и детьми
? диалог, обмен мнениями и информацией на тему: «Жить вместе – учиться вместе»
? обсуждение своих запросов и ожиданий с представителями детского учреждения
? ежедневное расставание с ребенком (как правило, матери) на несколько часов
? изменение характера взаимоотношений родителей и ребенка
? планирование и проведение совместных
мероприятий (ежегодных праздников, загородных поездок, игровых
мероприятий, родительских собраний)
Проект интеграции по месту жительства в Дортмунде
показывает: все, кто имеет к нему непосредственное отношение – родители и
воспитатели, – считают совместную жизнь, игру и обучение детей
обоснованным и правильным путем. Самая большая проблема заключается в
ненадежности финансирования интегративно-педагогической работы. Сотрудничество всех заинтересованных лиц: иллюзия или реальная перспектива?
Успешное сотрудничество между детским садом и
родителями идет на пользу не только ребенку, но и самим родителям: для
них это – «разгрузка» и поддержка. У родителей появляется чувство
причастности к жизни знакомого и привычного окружения.
Все это хорошо, но как быть с лечебным педагогом,
который зачастую является для ребенка более близким человеком, чем
воспитательница? Если занятия с ним были начаты еще до начала посещения
ребенком детского сада, они скорее всего будут продолжены и в
дальнейшем. В некоторых случаях занятия прекращаются, но потом родители
принимают решение вновь вернуться к ним, например для того, чтобы
целенаправленно развивать речь ребенка.
Все мы знаем, что окружение ребенка по возможности
должно быть постоянным и что для правильного развития ему необходим как
можно более стабильный педагогический климат. В связи с этим очень
важно, чтобы родители и воспитатели, а позже – родители и учителя, а
также воспитатели и учителя находились в постоянном контакте друг с
другом, обменивались опытом и мнениями. Все это в полной мере должно
касаться и лечебного педагога. Постоянство окружения здесь обычно
сохраняется, помимо этого педагог и родители регулярно контактируют, но
вот общение и сотрудничество воспитателей и специалистов – лечебных
педагогов – дело пока необычное.
Иногда, конечно, среди воспитателей встречаются
энтузиасты, которые, как в случае Хельги, регулярно ходят вместе с
ребенком на лечебную физкультуру, несмотря на то что это не входит в их
обязанности. А иногда логопед или специалист по лечебной физкультуре
приходит в детский сад и занимается с ребенком там. Но это – редкие
исключения. Обычно такие занятия осуществляются за пределами детского
сада, и воспитатели не подключаются к этой работе. Положительные примеры
показывают, что работа лечебных педагогов в детских садах, участие в
процессе всех детей и воспитательниц, постоянный, интенсивный обмен
мнениями – все это может быть в общих интересах взрослых и принесет
несомненную пользу не только особым, но и обычным детям.
Однако достижение этой цели потребует больших усилий. На
этом пути придется отказаться от многих стереотипов и преодолеть
множество бюрократических препон. Необходима постоянная борьба за
финансовое обеспечение. Но стоит лишь посмотреть на детей, и станет
ясно, что борьба эта имеет смысл, что успешная интеграция возможна.
Причем не только в детском саду, но и в школе, о чем свидетельствуют
имеющиеся примеры. Да, это только пробные попытки и единичные случаи, и,
как говорит мама Сабине, «интеграция была бы очень желательна, но пока это – очень большой вопрос, особенно для детей с нарушениями интеллекта».
Пока это действительно большой вопрос, и многим он
кажется неразрешимым. Но если все заинтересованные лица будут вместе
работать над решением проблемы, то интеграция, может быть, станет в
конце концов чем-то настолько же само собой разумеющимся, как совместное
обучение мальчиков и девочек. |