Мы описали способы активного (дружественного или
агрессивного) установления контакта. Однако некоторые дети избирают
такие пути сближения с окружающими, которые на первый взгляд не всегда
можно расценить как попытки установления контакта.
Для пассивного наблюдения характерна определенная
сдержанность, однако в этих случаях все равно можно говорить о «желании
контакта». Дети с такой манерой поведения занимают выжидательную позицию
и ограничиваются, по крайней мере поначалу, наблюдением за играми
других детей. Зачастую ради интенсивного наблюдения они прерывают
собственные занятия. Более внимательное изучение показывает, что речь
при этом идет о вполне общительных детях. Они принимают предложения
других детей поиграть, но при этом не всегда в состоянии спонтанно
выразить себя. Они осторожно приближаются к другим детям, находятся
неподалеку от них, наблюдают за ними, иногда смотрят им в глаза. Они с
удовольствием дают вовлечь себя в уже начатые игры, но сами чаще всего
не идут по пути прямого, активного, сближения.
К таким детям относятся Сабине и Муррат. Их объединяет
склонность к интенсивному наблюдению за играми других. При этом особую
роль играет фактор времени: Сабине (в силу ее возраста) этап наблюдения
необходим для того, чтобы познакомиться с определенным набором игр и
стратегий поведения и впоследствии самой пользоваться этими стратегиями.
Муррат, который старше ее на полтора года и у которого есть только
физические ограничения, благодаря внимательному наблюдению и знакомству с
различными формами установления контакта в дальнейшем научится и сам
активно устанавливать контакт.
Приведет ли пассивное наблюдение к установлению контакта
и к успешной интеграции, не в последнюю очередь зависит от особенностей
личности того или иного ребенка. Сабине может устанавливать
контакты уже благодаря своей привлекательной внешности и своему
присутствию в группе: другие дети всегда могут рассчитывать на нее как
на товарища, могут вовлечь ее в свои игры. Напротив, Муррат с самого
начала должен проявлять больше собственной инициативы и предлагать
другим поиграть с ним. При этом его дружелюбный, легкий характер
значительно облегчает ему общение с другими детьми.
Кроме того, важную роль в процессе интеграции играют взаимоотношения в группе.
Отношение к воспитательницам, к отдельным детям, взаимоотношения между
детьми и воспитательницами в целом существенно влияют на процесс
«вживания» особого ребенка в группу. Важную роль здесь играют
воспитательницы. В Сабине особенно необходимо развивать стремление к
самостоятельности, поддерживать желание играть с другими детьми. В
случае Муррата самое важное – создавать подходящие условия для игры,
предоставлять ему возможность реализовывать свои идеи и участвовать в
общих играх. Всеми любимая Сабине не стоит перед необходимостью
самостоятельно завязывать контакты, тогда как для Муррата возможность
практиковаться в активном установлении контакта связана прежде всего с
его дружбой с Катрин. |