Старая
пословица гласит: «Голь на выдумки хитра». Такую «хитрость» в
обустройстве помещений садика проявляет все большее число
воспитательниц. Многие из них становятся настоящими «дизайнерами
помещений», делающими все возможное для того, чтобы удовлетворить
разнообразные потребности детей.
В зале для групповых занятий на сорока кв. метрах должны
разместиться 25 детей. Это означает, что на каждого ребенка приходится
по 1,6 кв. метра. В таких залах обычно стоит 25 стульев, несколько
больших столов, несколько этажерок и шкафов с игрушками. Ситуацию
осложняет и наш климат, поскольку в долгие, холодные и сырые зимние
месяцы практически невозможно использовать территорию детского сада для
занятий и игр на улице.
Возникает вопрос: способствуют ли подобные помещения
правильному развитию ребенка? Все мы знаем: детям нужно место, чтобы им
было где свободно подвигаться, чтобы была возможность играть в те игры,
которые они выбирают. И в то же время им нужно место, чтобы уединиться и
немного отдохнуть от общения в группе, поиграть в одиночку или просто
спокойно посидеть.
И для особых, и для обычных детей зал для групповых
занятий – это жизненное пространство, в котором они узнают много нового и
накапливают опыт общения, ежедневно проводя вместе помногу часов. От
интерьера этого помещения зависит, как чувствует себя в нем ребенок,
ощущает ли он себя в безопасности или же ему не терпится поскорее уйти
оттуда.
Представим себе особых детей в зале для групповых
занятий, подобном описанному выше. К примеру, Криста практически лишена
возможности передвигаться в своей коляске между стольких стульев и
столов, а Муррат смотрит на мир сквозь лес из мебельных ножек, потому
что он передвигается по полу, опираясь на руки. Совершенно очевидно:
особым и обычным детям для передвижения и игр нужно свободное
пространство. Но как найти, как создать такое свободное пространство?
Куда же поставить стол, за которым мы обычно завтракаем?
Как
ни говори, а большие столы занимают достаточно много места. В связи с
этим следует обсудить проблему «Общий завтрак: „за" и „против". Если
педагогическая концепция воспитателей предполагает обязательный общий
завтрак детей, без 4–6 больших столов не обойтись.
Но не означает ли общий завтрак, что дети, уже играющие
во что-то, отвлекаются от этих игр и должны есть в то время, когда
увлечены совсем другим? После окончания общего завтрака обычно возникает
достаточно неспокойная атмосфера, дети бегают туда-сюда, относят на
место сумки для завтрака. После этого каждому ребенку требуется какое-то
время на то, чтобы успокоиться и вновь продолжить игру. Из-за этого
зачастую возникают конфликтные ситуации.
Пример из практики. Воспитатели и сотрудники
интегративного садика, рассчитанного на одну группу детей, приняли
решение ввести «открытый» завтрак. В одной из комнат был организован
«уголок для завтрака». Дети без труда приспособились к новой ситуации, и
воспитатели обнаружили, что большинство детей съедают свой завтрак без
специального напоминания, а друзья и подружки договариваются друг с
другом о том, чтобы позавтракать вместе. Вся процедура проходит гораздо
спокойнее и гармоничнее, чем раньше. Позитивный побочный эффект таков:
большие столы оказались не нужны, и в зале появилось место для уголка
отдыха, над которым натянули красивый балдахин из ткани. Помимо этого в
зале для групповых занятий был оборудован большой уголок для игры в
кубики и конструкторы, отделенный от центра комнаты невысокими
шкафчиками. |