Жизнь обычных людей и людей с нарушениями протекает
в разных мирах, отделенных друг от друга. Это можно сказать и о жизни
здоровых и больных, молодых и старых, безработных и тех, у кого есть
работа. В силу такого разделения «люди с отклонениями» оказываются в
изоляции от общества, а «нормальное» большинство (становящееся все
меньше) утрачивает способность к пониманию их жизненной ситуации и
начинает видеть в них «чужих». Благодаря совместному воспитанию особых и
обычных детей в детском саду обычные люди и люди с нарушениями получают
возможность каждый день ощущать свою человеческую общность.
Каждодневное общение с раннего детства препятствует образованию
предрассудков по отношению к людям с ограничениями, к приезжим, к чужим.
Детские сады при приходах евангелической церкви в
Германии принимают всех детей из своего района. Мы исходим из того, что
движущая сила развития детей кроется в них самих. Если удастся сделать
так, что особый ребенок начнет активно использовать свои способности,
участвуя в общих играх, если ребенок начнет познавать мир вместе с
другими детьми, он сможет почувствовать себя «своим» и будет развиваться
успешно. Но для того, чтобы дети могли начать «действовать активно»,
всем им (в различной степени) нужна помощь и поддержка. Детский сад,
стремящийся обеспечить такую поддержку всем детям, должен создать основу
для совместного познания мира и общей жизни особых и обычных детей,
учитывая следующие моменты:
личные установки сотрудников: открытость к жизненным проявлениям всех детей, рефлектирующий подход к сходствам и различиям;
профессионализм: «интегративно-педагогическая» квалификация всех сотрудников;
внешние условия / условия работы: прежде всего – наличие необходимых площадей и помещений для проведения педагогической работы, а также наличие персонала. 
Таким образом, от сотрудников детского сада требуется,
чтобы они продумали и при необходимости изменили педагогическую
концепцию, интерьер и характер использования помещений, ассортимент
игрушек и игровых материалов, а также уровень собственного
профессионализма и готовности к интегративной работе. Процесс
совместного воспитания требует тесного, основанного на доверии,
сотрудничества с родителями особого ребенка. Помимо этого необходимо
учитывать влияние «совместного воспитания» на родителей всех остальных
детей, посещающих садик. При этом речь идет, с одной стороны, об
усилении признания «особой» жизни в среде родителей и, с другой стороны,
о влиянии на весь приход и весь район в целом.
Диаконическая служба евангелической церкви Дортмунда с
самого начала поддерживала посещение особыми детьми обычных детских
садов, предоставляя сотрудницам евангелических приходских садиков
необходимые консультационные услуги и возможность посещения мероприятий
по повышению квалификации. Это направление со временем разрослось и
стало отдельной сферой работы Диаконической службы. Сейчас 24
воспитательницы и лечебных педагога работают на ставках в интегративных
детских садах. В рамках этой работы был также создан специализированный
координационный и консультационный центр по повышению квалификации. В
настоящее время мы планируем создание консультационной сети, призванной
стать основой для профессионального сотрудничества детских садов с
терапевтами и представителями службы ранней помощи. |