Наблюдение за 11 детьми, о которых мы рассказали,
свидетельствует, что в первый год пребывания в детском саду они выбирали
различные пути сближения с окружающими. Способы установления контакта,
избранные ими, можно подразделить на четыре группы: спонтанное,
агрессивное, пассивно-наблюдательное и замедленное. Необходимо
подчеркнуть, что деление это – условное, в его основу легло
дескриптивное (описательное) наблюдение, а не те или иные теоретические
предпосылки. Спонтанное установление контактаОбычные дети и дети с нарушениями развития,
спонтанно вступающие в контакт с другими детьми и взрослыми, обладают
способностью инициировать общение с окружающими. Ясмин, Хельга, Андреас и
Криста в начале своего пребывания в детском саду без страха, доверчиво и
открыто обращаются к другим детям, заговаривают с ними или вступают в
невербальный контакт.
Четверо детей с разным темпераментом и характером, с
различными нарушениями развития. Ясмин и Андреас – живые, подвижные, а
Хельга и Криста сильно ограничены в движениях. Речевое развитие только у
Кристы соответствует возрасту. Объединяет этих столь разных детей их
способность спонтанно, не смущаясь, искать контакты с окружающими.
Ясмин стремится к телесному контакту со
сверстниками, которые ей нравятся. Некоторых мальчиков и девочек она
трогает, обнимает и целует. Кто-то из детей реагирует на это
благожелательно, а кому-то это не нравится. Но поскольку она сама уходит
от попыток сближения со стороны некоторых детей, негативный опыт
установления контакта не лишает ее уверенности в себе.
Хельга активно устанавливает контакт с другими детьми,
подключаясь к их играм. Во время свободных игр она на четвереньках
подползает туда, куда хочет, – в уголок для игры в куклы, к ковру с
кубиками, к обеденному столу, к песочнице – и начинает играть вместе с другими.
Так как из-за выраженной спастичности Хельге трудно дотягиваться до
предметов и захватывать их, она, к примеру, случайно может опрокинуть
постройку из кубиков. Но дети не обижаются на нее за это. Хельга
излучает радость и доброжелательность и этим словно говорит другим
детям: «Если я и ломаю что-нибудь, я делаю это не нарочно». Может быть,
прав Петер Струк (Struck, P. , 1993, S. 1), когда пишет: «На самом деле
дети во многом опережают взрослых – в частности, в том, что касается
чувства справедливости, чуткости и эмоциональности». Игровые ситуации
подкрепляют этот тезис: в них обычные дети и дети с нарушениями развития
мирно выходят из конфликтных ситуаций, проявляя готовность к
взаимопониманию.
Андреас в начале своего пребывания в детском саду способен лишь на очень кратковременные контакты
с другими детьми. Длятся эти контакты не больше 2-3 минут. Но дети все
равно принимают его, и происходит это во многом благодаря его веселому и
миролюбивому характеру. Он подходит к детям, дотрагивается до них,
улыбается. Его контакты похожи на краткие сценические выступления.
Движения, жесты, мимика – словно у клоуна. Дети смеются и не отвергают
его. До поступления Андреаса в детский сад практически единственным
человеком, с которым он общался, была мама. Поэтому он поначалу ожидал,
что сверстники, играя с ним, будут вести себя так же, как она. Но дети
не делают того, чего хочет от них Андреас, они продолжают играть в свои
игры. Тогда мальчик отходит и пытается вступить в контакт с другими
детьми.
В отличие от Андреаса, бегающего по комнатам садика и
быстро меняющего окружение, Криста сидит в коляске. Ее поведение, как и
поведение Ясмин, Хельги и Андреаса, отличается дружелюбием, терпимостью и
открытостью. Она активно пользуется речью. Воспитательницы и дети
напрямую заговаривают с Кристой. Она словами выражает свои желания и
участвует во всех играх. Вербальное установление контакта позволяет ей с самого первого дня активно общаться с другими детьми. |