Помните
Муррата, который передвигается при помощи рук? Он – один из детей,
посещающих этот детский сад. Сидя на стуле, он руками подтягивает себя к
столу для завтрака, пальцами гладит листья большого растения, стоящего
рядом со столом, и, улыбаясь, ест бутерброд.
Муррат относится к той группе детей, на которых особенно
заметно, что и у особых, и у обычных детей есть потребность в
уединении, в том, чтобы прятаться и время от времени «убегать» из поля
зрения воспитательниц. Вход в обустроенный недавно уголок для игры в
кубики дети закрывают стульями, выстроенными в ряд, и только тот, кто
«позвонит в дверь» и попросит разрешения войти, имеет право туда
проникнуть.
Ограничения Муррата послужили для воспитательниц
импульсом к тому, чтобы постепенно изменить интерьер помещений садика.
Это пошло на пользу и всем остальным детям.
И особые, и обычные дети строят домики, прячутся,
«пропадают» под столами и скамейками, стремясь на время покинуть
общество взрослых. Какие предпосылки нужно создать в детском саду, чтобы
дети получили возможность прятаться и находить укромные местечки?
Если у ребенка есть желание скрыться в «пещере», эта
пещера либо может быть специально построена в определенном месте, либо
может сооружаться на время из различных материалов и строительных
элементов. Всего за несколько минут из маленьких подставок, кусков
пенопласта и шерстяных одеял можно собрать небольшой домик, крепость или
что-нибудь другое, чего пожелает детская фантазия.
Для того чтобы дети могли сооружать такие конструкции, требуется свободное пространство.
Свободные площади должны быть в каждом детском саду. Если их нет, это
означает, что мы, взрослые, во-первых, застраиваем мир детей в
соответствии с нашими собственными представлениями, а во-вторых,
отнимаем у детей шанс выразить свои мысли и чувства в ходе практической
деятельности. Как радостно наблюдать, когда дети, по-своему обустроив
какой-нибудь уголок комнаты, начинают играть в ролевые игры. Они
становятся рыцарями, ковбоями или разыгрывают какие-нибудь ситуации из
семейной жизни. Перед нами появляются танцоры, парикмахеры, дорожные
рабочие, пилоты самолетов, лошади, львы, укротители и многие другие
персонажи.
Вот Тобиас завозит сидящую в коляске Кристу в
«ресторан», в котором он «работает» поваром и официантом. При помощи
передвижных ширм он огораживает пространство вокруг Кристы, приносит
девочке различные «блюда» и «напитки». Но Тобиас хочет не только
готовить и накрывать на стол. Он меняет роль и сам становится
посетителем ресторана. Тобиас ест вместе с Кристой. Через какое-то время
ресторан разбирается. Мыть посуду Кристе сегодня не хочется, она
поручает это Тобиасу.
Такие примеры показывают, как много можно сделать –
практически, наверное, в каждом детском саду – при помощи минимального
количества материалов и при наличии свободного пространства (в зале для
групповых занятий, в вестибюле, в холле или спортивном зале).
Однако только временные конструкции не дают ребенку
возможности спонтанно уединиться, «выключиться» на время из
происходящего в группе. Ощущение защищенности и уюта могут дать детям
помещения, высота которых не превышает роста ребенка трех-шести лет.
Такие уголки можно создать, например, надстроив в зале для групповых
занятий «второй этаж» для игр. Мечта становится реальностью
Обратимся к примерам из практики: сотрудники
евангелического детского сада города Люнен-Ветмар сумели реализовать
свои представления о том, как должно выглядеть помещение детского сада.
Йенс Хоппе, директор этого садика, и его сотрудницы из своей собственной
каждодневной практики знают, каковы потребности и индивидуальные
склонности их подопечных, – обычных детей и детей с нарушениями
развития.
Сотрудники и воспитатели пришли к выводу, что в садике
не хватает свободных площадей. Они сами занялись планировкой помещений. В
первом из трех залов для групповых занятий был надстроен «второй этаж»
для игр. Так возникло два новых маленьких помещения, отделенных друг от
друга лестницей. Строительство велось собственными силами. Сотрудники и
родители вместе пилили, сверлили, красили, шили, украшали. Светлые
цвета, сосновое дерево, занавески и шторы из красивых хлопковых тканей,
ковровое покрытие и цветы в кадках рождают ощущение тепла и уюта.
Работа велась не зря!
Неделю зал для групповых занятий был «закрыт по причине
ремонтно-строительных работ». И вот настал ответственный момент – утро
понедельника. Какой будет реакция детей на новый интерьер? Расширенные
глаза – удивление – и ... Освоение помещений началось. Некоторые дети
сразу же снимают обувь: по ковролину на ступеньках лестницы так приятно
бегать! Занавеска, отделяющая уголок для игры в куклы от остальной части
зала, тут же задергивается. Улыбающиеся лица и радостное настроение.
Глаза детей светятся: «Нам здесь хорошо!»
В первые дни у воспитательниц создавалось впечатление,
что в зале меньше детей, чем раньше. Теперь во время свободных игр они
небольшими группками сидят в двух помещениях на втором этаже, а также в
находящемся под ним уголке для игры в куклы. Дети обустраивают эти
помещения так, как им хочется. Матрасы, подушки, легкие маленькие
передвижные шкафчики на колесиках постоянно меняют свое местоположение.
Теперь второй уровень появился и во втором зале для групповых занятий.
При его строительстве был учтен имеющийся опыт и реализованы новые идеи.
Отныне в зале для групповых занятий помимо стола для
труда и рисования, уголков для игры в кубики и в куклы, стола для
завтрака и уголка для чтения есть еще много свободных площадей.
Воспитательницы сделали одно важное наблюдение: после переустройства
помещения дети стали меньше ссориться. Появившаяся у них возможность
играть и находиться в нескольких маленьких помещениях снижает количество
конфликтных ситуаций, которые скорее возникают в большой, насквозь
просматриваемой комнате. Помимо этого наблюдается более частое
возникновение ролевых игр. Теперь детям не так сильно мешают, их не так
часто отвлекают, как раньше, что позволяет им учиться большему
спокойствию и сосредоточенности. Вместе мы достигнем цели
Возможно, прочитав об этом, воспитательницы и
родители сразу же подумают: все это прекрасно, мы тоже любим помечтать,
идей у нас достаточно, но кто будет все это оплачивать?
Практика показывает: если воспитательницы принимают
решение как-нибудь изменить интерьер помещений садика, если они начинают
планировать, знакомятся с опытом других детских садов, посещают
семинары, если они делятся своими идеями с родителями, организацией,
которой подведомствен детский садик, и с общественностью, необходимые
финансовые средства будут найдены. Когда воспитательницы в детском саду
Муррата решили переустроить уголок отдыха, перед ними тоже встал вопрос:
кто оплатит приобретение необходимых материалов? В этом случае деньги
пожертвовал один банк. В другом интегративном детском саду был
разработан план постройки второго игрового уровня в зале для групповых
занятий. Необходимая сумма составилась из выручки, собранной на
благотворительных базарах, из средств церковной общины и пожертвований.
Таким образом, вопрос финансирования ни в коем случае не должен быть
камнем преткновения на пути реализации важных и нужных идей. |