Воспитательница вынимает Кристу из коляски и сажает
ее на ковер для игры в кубики и конструктор. Маленькая коляска не
пустует ни минуты. В нее тут же усаживается обычный ребенок: он ездит по
залу для групповых занятий, дает повозить себя другому ребенку, а затем
начинает что-то мастерить, сидя в коляске у стола, как на обычном
стуле.
В глазах ребенка детсадовского возраста терапевтические
вспомогательные средства (доска для удержания равновесия, доска на
колесиках, коляска, гимнастические мячи) не выглядят как средства
восполнения какого-то физического недостатка. Напротив, они используются
детьми для испытания и тренировки своих способностей. В интегративной
группе они многофункциональны, являясь вспомогательными и
терапевтическими средствами для особых детей и игровыми и тренировочными
средствами для обычных. Игрушки не должны быть дорогими
В век компьютерных игр и изготовленных по шаблону
игрушек (пластмассовые фигурки героев мультфильмов) мы, взрослые, не
должны забывать, как много радости мы испытывали в детстве, когда
коробка из-под обуви вдруг превращалась в дом для кукол, в цирковой
балаган или зоопарк; пустые баночки из-под крема для обуви, соединенные
бечевкой, становились телефоном, а простая палка оказывалась жезлом
короля Артура. Занятия и игры с приспособленными и природными
материалами способствуют развитию творческих способностей и фантазии.
Осязание и рассматривание различных камней, песка, дерева, земли, воды,
еловых шишек, фруктовых косточек, листьев активизируют чувственное
восприятие.
Понаблюдаем за Андреасом, нашим строителем башен из
кубиков. Мальчик сидит в песочнице. Он загребает песок, берет его в
руки, а потом смотрит, как он сыплется вниз по пальцам. Михаэль садится
рядом с ним, и они начинают вместе нагружать песком большой
пластмассовый грузовик. Обратим внимание на Руфь (девочка со
спастической диплегией). Она, смеясь, сидит вместе с обычной девочкой в
большой коробке из-под холодильника, которая служит детям то кораблем,
то пещерой, то парикмахерской, то маленькой комнатой.
Самостоятельное изготовление игрушек – один из наиболее
экономичных способов удовлетворения потребности детей в движении и
активности. Большие прямоугольники и кубы из пенопласта можно обшить
разноцветными тканями, и получится дешевая альтернатива непомерно
дорогим строительным элементам и покупным кубикам. Пальчиковые куклы,
как и многие другие игрушки, в сегодняшних финансовых условиях сверх
меры отягощают бюджет детского сада. Но ведь их можно сшить
самостоятельно! Изготовление кукол и их дальнейшее использование
(например, в ролевых играх) доставит радость всем участникам этого
процесса.
Самодельные игрушки можно применять и в работе с особыми
детьми. При выборе и использовании игровых средств нужно учитывать
индивидуальные особенности поведения того или иного ребенка. Так,
например, ребенку со спастическими нарушениями понадобятся большие
легкие кубики, а ребенок с ограничениями умственного развития сможет
играть и в маленькие. Игрушка, которая используется в интегративной
работе, должна оцениваться как «хорошая» в том случае, если она
способствует возникновению и активизации совместных игр особых и обычных
детей.
Реттер (Retter, H., 1979, S. 367) отмечает: «Особого
ребенка нельзя делать простым получателем какой-то надуманной игровой
программы. В игре ему требуется признание, поддержка, оценка его
успехов. Такое признание он, конечно, в большинстве случаев получает от
своих близких. Но зачастую он не получает его от прочего окружения.
Поэтому чем раньше у особых детей возникают игровые контакты с обычными
детьми, еще не успевшими обзавестись никакими предрассудками, тем
лучше». Играем вместе: Да! —
Вместе сопровождаем процесс интеграции: ?
Самые близкие ребенку люди – это, безусловно, его
родители. В жизни особых детей зачастую еще до их поступления в детский
сад в качестве близкого человека присутствует еще и врач или лечебный
педагог. Многие важные виды помощи – например, лечебная гимнастика или
диета, которую необходимо соблюдать при нарушении обмена веществ, –
требуются ребенку сразу после его появления на свет.
На тот момент, когда особый ребенок поступает в детский
сад, он в большинстве случаев уже имеет опыт получения ранней помощи,
логопедических занятий или занятий лечебной гимнастикой. Таким образом,
особые дети, как правило, еще до поступления в садик имеют больший или
по крайней мере иной социальный опыт, нежели обычные дети.
На основании наблюдений, проведенных в детских садах в
рамках нашего проекта «Играем вместе», мы не можем сделать обоснованных
выводов о том, какое влияние на интегративные игровые процессы оказывают
родители и специалисты, т.е. самые близкие ребенку люди. Этот аспект не
являлся объектом нашего исследования. Однако на основании разговоров с
родителями, воспитателями и специалистами мы можем высказать некоторые
соображения по поводу того, какую роль играют родители и терапевты в
процессе интеграции. |